Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Бальмонт

«Чёлн томленья» К. Бальмонт

Князю А. И. Урусову

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

Сборник «Под северным небом» (1894).

Анализ стихотворения Бальмонта «Челн томленья»

Произведение «Челн томленья» было написано К. Д. Бальмонтом в 1894 году и посвящено князю А. И. Урусову. Это своеобразная благодарность поэта человеку, который много сделал для его творческого развития. Например, именно Александр Иванович Урусов подтолкнул Константина Дмитриевича к знакомству с французскими авторами – Г. Флобером, Ш. Бодлером и другими, что впоследствии заметно отразится на стиле самого Бальмонта.

Некоторые критики считают, что стихотворение «Челн томленья» также создано Бальмонтом под влиянием творчества других авторов. Например, произведение Афанасия Фета «Буря на море» содержит тот же фонетический прием, что и «Челн…» – аллитерацию. Сам Константин Дмитриевич в заметках к переводам П. Б. Шелли отмечает поразительное мастерство звуковых повторов английского поэта, сравнивая его с талантом А. С. Пушкина и поэтическими традициями Древней Индии.

Анализируя произведение «Челн томленья» сегодня, можно сказать, что оно вполне достойно занять почетное место в ряду упомянутых Бальмонтом творений. В нем поэт создал уникальный звуковой рисунок. Для каждой строки характерен свой звуковой ряд. Первая строфа начинается с «в»:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.

Следующие строки открываются звуками «б», «ч», «м», «с», снова «ч», «в» и так далее. Словно по кругу читая мантры, автор заговаривает безудержные стихии воды и воздуха, о которых идет повествование.

В произведении широко используется звукоподражание. Встречая в тексте повторяющиеся слоги «БРО-сил», «БУ-ря», «БЕ-рег», читатель невольно представляет себе именно ту картину, которую рисует автор в стихотворении. Перед нами явственно предстает беспокойное море, грозно поднимающиеся волны, среди которых мечется едва заметный одинокий челнок. Что его ждет, читатель легко поймет из мрачных образов: «бездна вод», «горькой грусти полн», «чуждый чарам счастья».

Особый ритм, имитирующий удары волн о борт суденышка, создается с помощью четырехстопного хорея, прерывающегося на четных строках, начиная со второй строфы. Чередования на этом отрезке мужских и женских окончаний также добавляет резкости стихам.

Если же отвлечься от искусной игры звуками, то окажется, что в стихотворении заключен глубокий смысл. Главный образ произведения – челн, отданный во власть стихии, символизирует человеческое одиночество. Как и крохотная лодка, человек пропадает и гибнет, будучи брошенным на произвол судьбы. К этой теме и образу обращались многие поэты до Бальмонта, например, М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Челнок». Таким образом, Константин Дмитриевич предстает перед читателем не только ловким мастером слова, но и подлинным наследником традиции русской философской лирики.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 16 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах