Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Метр стиха

Любое стихотворение представляет собой особенным образом сформулированную речь. Произведение может быть записанным не привычными «столбиком», а, например, в виде обычного текста. Окончания параллельных отрезков речи, т. е. стихов, могут не рифмоваться. Однако если в произведении присутствует выраженный ритм, то мы сразу поймём, что перед нами именно поэтический текст.

Одной из его характеристик, отражающей это свойство, является метр. Метр – это способ организации звуковых элементов произведения. Отдельный элемент метра называется стопой. В зависимости от типа стихосложения в стопу входит определённое число ударных и безударных слогов, расположенных в строгой последовательности.

Следует уточнить, что в античной метрике (метрика – система стихосложения) под метром понимали исключительно структуру стопы или группы стоп, характеризующую количество слогов, их длительность и икт (ритмическое ударение). В более поздние времена этим термином стали называть стихотворный размер (количество стоп в стихе), а затем и всю схему ритмического рисунка стихотворения. Далее мы будем рассматривать метр именно как характеристику стопы в русском силлабо-тоническом стихосложении, в конкретных случаях уточняя стихотворный размер того или иного произведения.

В русской поэзии наиболее распространёнными являются метры, содержащие по два и три слога. К первой группе двусложных метров относятся ямб и хорей. Ко второй (трёхсложные метры) – дактиль, амфибрахий и анапест. Покажем схематично, как расположены ударения в ямбических, хореических, дактилических, амфибрахических и анапестических стопах. Символом «_» обозначим безударный слог, а «!» – ударный.

  • Ямб: _ !
  • Хорей: ! _
  • Дактиль: ! _ _
  • Амфибрахий: _ ! _
  • Анапест: _ _ !

Для лучшего запоминания структуры метра используют мнемоническое правило на основе простого русского имени «Иван». В разных формах этого слова ударение падает на разные слоги:

  • Ямб: Иван – Иван – Иван
  • Хорей: Ваня – Ваня – Ваня
  • Дактиль: Ванечка – Ванечка – Ванечка
  • Амфибрахий: Ванюша – Ванюша – Ванюша
  • Анапест: Иоанн – Иоанн – Иоанн

Проиллюстрируем перечисленные метры примерами из русской поэзии.

Ямбический метр

Ямб можно назвать излюбленным метром Александра Сергеевича Пушкина. Львиная доля его стихотворений написана именно им. Поэт даже иронизировал в одном из своих произведений на эту тему:

Четы|рестоп|ный ямб| мне на|доел:
Им пи|шет вся|кий. Маль|чикам| в заба|ву
Пора| б его| оста|вить. Я| хотел
Давным|-давно| принять|ся за| окта|ву.
А в са|мом де|ле: я| бы сов|ладел
С тройным| созву|чием|. Пущусь| на сла|ву!
Ведь риф|мы за|просто| со мной| живут;
Две при|дут са|ми, тре|тью при|ведут.

«Домик в Коломне».

Поясним, что под октавой следует понимать восьмистишие, в котором первые шесть строк рифмуются перекрёстно, а последние две – попарно. Интересно, что сам данный фрагмент написан пятистопным ямбом, однако содержит паузы и пиррихии, т. е. пропуски ударения в стопе.

Ямбом писали и поэты других эпох. Вот несколько примеров:

Пойду| в доли|ны сна,
Там вкось| растут| цветы,
Там па|дает| луна
С бездон|ной вы|соты.

«Долины сна», К. Д. Бальмонт. (размер – трёхстопный ямб)

Я так| щедра| была|, щедра
в счастли|вом пред|вкуше|нье пе|нья,
и с лег|комыс|лием| щегла
я о|куна|ла в воз|дух пе|рья.

«В тот месяц май, в тот месяц мой…», Б. А. Ахмадулина. (размер – четырёхстопный ямб)

А! э|то сно|ва ты.| Не от|роком| влюблён|ным,
Но му|жем дер|зостным|, суро|вым, не|преклон|ным
Ты в э|тот дом| вошёл| и на| меня |глядишь.
Страшна| моей |душе| предгро|зоватишь.

«А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…», А. А. Ахматова. (размер – шестистопный ямб)

Хореический метр

Хорей часто встречается в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова, Афанасия Афанасьевича Фета, Марины Ивановны Цветаевой и других авторов.

Не ум|рёшь, на|род!
Бог те|бя хра|нит!
Сердцем| дал – гра|нат,
Грудью| дал – гра|нит.
Процве|тай, на|род, –
Твёрдый,| как скри|жаль,
Жаркий, |как гра|нат,
Чистый, |как хрус|таль.

«Не умрёшь, народ!…», М. И. Цветаева. (размер – трёхстопный хорей)

Ангел |бледный|, сине|глазый,
Ты и|дёшь во| мгле ал|леи.
Звёзд ве|черни|е ал|мазы
Над то|бой го|рят свет|лее.

«Ангел бледный», В. Я. Брюсов. (размер – четырёхстопный хорей)

Что за |ночь! Проз|рачный| воздух| скован;
Над зем|лёй клу|бится| аро|мат.
О, те|перь я| счастлив,| я взвол|нован,
О, те|перь я |выска|заться |рад!

«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…», А. А. Фет. (размер – пятистопный хорей)

Дактилический метр

Хорошим примером этого метра является стихотворение В. Я. Брюсова «Дремлет Москва». Вот его отрывок, размером которого является пятистопный дактиль:

Чуешь се|бя в афри|канской пу|стыне на |роздыхе.
Чу! что за| шум? не ле|тят ли а|рабские |всадники?
Нет! ка|чая| грузными |крыльями| в воздухе,
То прибли|жаются |хищные |птицы – стер|вятники.

Такой дактиль – довольно редкое явление. Чаще встречаются трёх– и четырёхстопные дактили:

Дивный был |вечер вче|ра!
Долго он |будет в по|мине;
Всем, – только| нам не по|ра;
Пламя блед|неет в ка|мине.

«Ты говоришь мне: прости…», А. А. Фет. (размер – трёхстопный дактиль)

Я, матерь| божия,| ныне с мо|литвою
Пред твоим |образом|, ярким си|янием,
Не о спа|сении|, не перед| битвою,
Не с благо|дарностью|, иль пока|янием…

«Молитва («Я, матерь божия, ныне с молитвой…)», М. Ю. Лермонтов. (размер – четырёхстопный дактиль)

Амфибрахический метр

Особенно много стихотворений, написанных этим метром, обнаруживается при изучении наследия А. А. Фета. Вот некоторые из них:

Я думал|… не помню|, что думал;
Я слушал| таинствен|ный хор,
И звёзды| тихонько| дрожали,
И звёзды| люблю я |с тех пор

«Я долго стоял неподвижно…» (размер – трёхстопный амфибрахий)

Шумела| полночна|я вьюга
В лесной и| глухой сто|роне.
Мы сели| с ней друг под|ле друга.
Валежник| свистал на| огне.

«Шумела полночная вьюга…» (размер – трёхстопный амфибрахий)

Анапестический метр

Примером применения этого метра является стихотворение того же автора «Задрожали листы, облетая…»:

Задрожа|ли листы|, облета|я,
Тучи не|ба закры|ли красу,
С поля бу|ря ворвав|шися зла
Рвёт и ме|чет и во|ет в лесу.

(размер – трёхстопный анапест)

Четырёхстопный анапест представлен в строках произведения «Минута», написанного Константином Дмитриевичем Бальмонтом. Вот его отрывок:

Хороша| эта ди|кая воль|ная во|ля;
Протяну|лась рука|, прикосну|лась рука,
И скова|ла двоих| – на мгнове|нье, не бо|ле, –
Та мину|та любви|, что продлит|ся века.

Заметим, что понятие «метр» в стихосложении почти неотделимо от понятия «размер», поэтому в последнее время они сближаются и могут употребляться как синонимы. Более того, в науке имеется тенденция к отступлению от стопной теории, поэтому на размер и метр обращают всё меньше внимания. Современные авторы часто игнорируют эти характеристики, экспериментируют с ритмом и создают по-новому звучащие стихи. Однако ничто не мешает читателю обращаться к поэзии прошлого и наслаждаться идеально выверенными с точки зрения метра стихотворениями.



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах