Как писать стихи

Метр стиха


Любое стихотворение представляет собой особенным образом сформулированную речь. Произведение может быть записанным не привычными «столбиком», а, например, в виде обычного текста. Окончания параллельных отрезков речи, т. е. стихов, могут не рифмоваться. Однако если в произведении присутствует выраженный ритм, то мы сразу поймём, что перед нами именно поэтический текст.

Одной из его характеристик, отражающей это свойство, является метр. Метр – это способ организации звуковых элементов произведения. Отдельный элемент метра называется стопой. В зависимости от типа стихосложения в стопу входит определённое число ударных и безударных слогов, расположенных в строгой последовательности.

Следует уточнить, что в античной метрике (метрика – система стихосложения) под метром понимали исключительно структуру стопы или группы стоп, характеризующую количество слогов, их длительность и икт (ритмическое ударение). В более поздние времена этим термином стали называть стихотворный размер (количество стоп в стихе), а затем и всю схему ритмического рисунка стихотворения. Далее мы будем рассматривать метр именно как характеристику стопы в русском силлабо-тоническом стихосложении, в конкретных случаях уточняя стихотворный размер того или иного произведения.

В русской поэзии наиболее распространёнными являются метры, содержащие по два и три слога. К первой группе двусложных метров относятся ямб и хорей. Ко второй (трёхсложные метры) – дактиль, амфибрахий и анапест. Покажем схематично, как расположены ударения в ямбических, хореических, дактилических, амфибрахических и анапестических стопах. Символом «_» обозначим безударный слог, а «!» – ударный.

  • Ямб: _ !
  • Хорей: ! _
  • Дактиль: ! _ _
  • Амфибрахий: _ ! _
  • Анапест: _ _ !

Для лучшего запоминания структуры метра используют мнемоническое правило на основе простого русского имени «Иван». В разных формах этого слова ударение падает на разные слоги:

  • Ямб: Иван – Иван – Иван
  • Хорей: Ваня – Ваня – Ваня
  • Дактиль: Ванечка – Ванечка – Ванечка
  • Амфибрахий: Ванюша – Ванюша – Ванюша
  • Анапест: Иоанн – Иоанн – Иоанн

Проиллюстрируем перечисленные метры примерами из русской поэзии.

Ямбический метр

Ямб можно назвать излюбленным метром Александра Сергеевича Пушкина. Львиная доля его стихотворений написана именно им. Поэт даже иронизировал в одном из своих произведений на эту тему:

Четы|рестоп|ный ямб| мне на|доел:
Им пи|шет вся|кий. Маль|чикам| в заба|ву
Пора| б его| оста|вить. Я| хотел
Давным|-давно| принять|ся за| окта|ву.
А в са|мом де|ле: я| бы сов|ладел
С тройным| созву|чием|. Пущусь| на сла|ву!
Ведь риф|мы за|просто| со мной| живут;
Две при|дут са|ми, тре|тью при|ведут.

«Домик в Коломне».

Поясним, что под октавой следует понимать восьмистишие, в котором первые шесть строк рифмуются перекрёстно, а последние две – попарно. Интересно, что сам данный фрагмент написан пятистопным ямбом, однако содержит паузы и пиррихии, т. е. пропуски ударения в стопе.

Ямбом писали и поэты других эпох. Вот несколько примеров:

Пойду| в доли|ны сна,
Там вкось| растут| цветы,
Там па|дает| луна
С бездон|ной вы|соты.

«Долины сна», К. Д. Бальмонт. (размер – трёхстопный ямб)

Я так| щедра| была|, щедра
в счастли|вом пред|вкуше|нье пе|нья,
и с лег|комыс|лием| щегла
я о|куна|ла в воз|дух пе|рья.

«В тот месяц май, в тот месяц мой…», Б. А. Ахмадулина. (размер – четырёхстопный ямб)

А! э|то сно|ва ты.| Не от|роком| влюблён|ным,
Но му|жем дер|зостным|, суро|вым, не|преклон|ным
Ты в э|тот дом| вошёл| и на| меня |глядишь.
Страшна| моей |душе| предгро|зоватишь.

«А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…», А. А. Ахматова. (размер – шестистопный ямб)

Хореический метр

Хорей часто встречается в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова, Афанасия Афанасьевича Фета, Марины Ивановны Цветаевой и других авторов.

Не ум|рёшь, на|род!
Бог те|бя хра|нит!
Сердцем| дал — гра|нат,
Грудью| дал — гра|нит.
Процве|тай, на|род,—
Твёрдый,| как скри|жаль,
Жаркий, |как гра|нат,
Чистый, |как хрус|таль.

«Не умрёшь, народ!…», М. И. Цветаева. (размер – трёхстопный хорей)

Ангел |бледный|, сине|глазый,
Ты и|дёшь во| мгле ал|леи.
Звёзд ве|черни|е ал|мазы
Над то|бой го|рят свет|лее.

«Ангел бледный», В. Я. Брюсов. (размер – четырёхстопный хорей)

Что за |ночь! Проз|рачный| воздух| скован;
Над зем|лёй клу|бится| аро|мат.
О, те|перь я| счастлив,| я взвол|нован,
О, те|перь я |выска|заться |рад!

«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…», А. А. Фет. (размер – пятистопный хорей)

Дактилический метр

Хорошим примером этого метра является стихотворение В. Я. Брюсова «Дремлет Москва». Вот его отрывок, размером которого является пятистопный дактиль:

Чуешь се|бя в афри|канской пу|стыне на |роздыхе.
Чу! что за| шум? не ле|тят ли а|рабские |всадники?
Нет! ка|чая| грузными |крыльями| в воздухе,
То прибли|жаются |хищные |птицы — стер|вятники.

Такой дактиль – довольно редкое явление. Чаще встречаются трёх- и четырёхстопные дактили:

Дивный был |вечер вче|ра!
Долго он |будет в по|мине;
Всем, — только| нам не по|ра;
Пламя блед|неет в ка|мине.

«Ты говоришь мне: прости…», А. А. Фет. (размер – трёхстопный дактиль)

Я, матерь| божия,| ныне с мо|литвою
Пред твоим |образом|, ярким си|янием,
Не о спа|сении|, не перед| битвою,
Не с благо|дарностью|, иль пока|янием…

«Молитва («Я, матерь божия, ныне с молитвой…)», М. Ю. Лермонтов. (размер – четырёхстопный дактиль)

Амфибрахический метр

Особенно много стихотворений, написанных этим метром, обнаруживается при изучении наследия А. А. Фета. Вот некоторые из них:

Я думал|… не помню|, что думал;
Я слушал| таинствен|ный хор,
И звёзды| тихонько| дрожали,
И звёзды| люблю я |с тех пор

«Я долго стоял неподвижно…» (размер – трёхстопный амфибрахий)

Шумела| полночна|я вьюга
В лесной и| глухой сто|роне.
Мы сели| с ней друг под|ле друга.
Валежник| свистал на| огне.

«Шумела полночная вьюга…» (размер – трёхстопный амфибрахий)

Анапестический метр

Примером применения этого метра является стихотворение того же автора «Задрожали листы, облетая…»:

Задрожа|ли листы|, облета|я,
Тучи не|ба закры|ли красу,
С поля бу|ря ворвав|шися зла
Рвёт и ме|чет и во|ет в лесу.

(размер – трёхстопный анапест)

Четырёхстопный анапест представлен в строках произведения «Минута», написанного Константином Дмитриевичем Бальмонтом. Вот его отрывок:

Хороша| эта ди|кая воль|ная во|ля;
Протяну|лась рука|, прикосну|лась рука,
И скова|ла двоих| — на мгнове|нье, не бо|ле, –
Та мину|та любви|, что продлит|ся века.

Заметим, что понятие «метр» в стихосложении почти неотделимо от понятия «размер», поэтому в последнее время они сближаются и могут употребляться как синонимы. Более того, в науке имеется тенденция к отступлению от стопной теории, поэтому на размер и метр обращают всё меньше внимания. Современные авторы часто игнорируют эти характеристики, экспериментируют с ритмом и создают по-новому звучащие стихи. Однако ничто не мешает читателю обращаться к поэзии прошлого и наслаждаться идеально выверенными с точки зрения метра стихотворениями.



Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах