Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Зинаида Гиппиус

«Посвящение» З. Гиппиус

Небеса унылы и низки,
     Но я знаю – дух мой высок.
Мы с тобою так странно близки,
     И каждый из нас одинок.

Беспощадна моя дорога,
     Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога, –
     Любовь мою душу спасет.

Если я на пути устану,
     Начну малодушно роптать,
Если я на себя восстану
     И счастья осмелюсь желать, –

Не покинь меня без возврата
     В туманные, трудные дни.
Умоляю, слабого брата
     Утешь, пожалей, обмани.

Мы с тобою единственно близки,
     Мы оба идем на восток.
Небеса злорадны и низки,
     Но я верю – дух наш высок.

1894 г.
Сборник «Собрание стихов. 1889–1903».

Анализ стихотворения З. Н. Гиппиус «Посвящение»

Стихотворение «Посвящение» написано в 1894 году начинающей амбициозной поэтессой двадцати пяти лет. Оно адресовано Д. С. Мережковскому, с которым на то время Гиппиус состояла в браке около пяти лет. Но даже в посвящении близкому человеку Зинаида Николаевна выводит на первый план себя – как всегда, талантливо и увлекательно. Стихотворение обрисовывает и характер отношений супругов, и видение Гиппиус своей духовной миссии.

Использованный в стихотворении оборот «люблю я себя, как Бога» в свое время имел широкий общественный резонанс. Он сделал Гиппиус известной, стал ее «визитной карточкой».

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «беспощадна дорога», «люблю я», «дух наш», «дух мой», «на пути устану», которая создает акцент на личных местоимениях и придает тексту патетические ноты;
  • антонимы – «низки – высок», «близки – одинок» – создают оживляющий изложение контраст;
  • катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «странно близки» – лирической героине, как и самой Гиппиус, всегда державшейся отстраненно, непривычно сближение даже с родным человеком;
  • олицетворения – «небеса унылы, злорадны, низки», «дорога беспощадна» – все как один иллюстрируют темноту, враждебность окружающего мира;
  • перифразы – «моя дорога» – автор подразумевает жизнь, которая закономерно заканчивается смертью, «идем на восток» – «совершаем духовное восхождение»;
  • сравнение – «люблю, как Бога»;
  • эпитет – «туманные дни»;
  • ряды однородных членов предложения – «утешь, пожалей, обмани», «устану, начну роптать», «восстану, осмелюсь желать» – состоящие сплошь из глаголов, они наполняют стихотворение действием;
  • лексику высокого стиля – «небеса», «дух», «роптать», придающую речи торжественность, эффектные черты откровения.

Оборот «небеса низки» Гиппиус как непревзойденный мастер слова употребляет в двойном смысле: они покрыты низкой облачностью, туманом и одновременно лишены возвышенного, глубокого содержания. Обилие глаголов повелительного наклонения, выражающих побуждение – «утешь», «пожалей», «обмани» – это одновременно и мольба, и руководство к действию. Частотность кратких прилагательных – «унылы», «низки», «высок», «одинок», «беспощадна», «близки», «злорадны» – придает изложению отвлеченный, безэмоциональный оттенок.

В рамках произведения Зинаида Николаевна противоречит сама себе: отсылка к помощи слабому брату (себе в том числе) – напоминание о заповеданной человеку Богом любви к ближнему. Но ставя в центр мироздания себя, поэтесса отрицает эту идею.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 20 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах