«Посвящение» З. Гиппиус
Небеса унылы и низки, Но я знаю – дух мой высок. Мы с тобою так странно близки, И каждый из нас одинок. Беспощадна моя дорога, Она меня к смерти ведет. Но люблю я себя, как Бога, – Любовь мою душу спасет. Если я на пути устану, Начну малодушно роптать, Если я на себя восстану И счастья осмелюсь желать, – Не покинь меня без возврата В туманные, трудные дни. Умоляю, слабого брата Утешь, пожалей, обмани. Мы с тобою единственно близки, Мы оба идем на восток. Небеса злорадны и низки, Но я верю – дух наш высок.
1894 г.
Сборник «Собрание стихов. 1889–1903».
Анализ стихотворения З. Н. Гиппиус «Посвящение»
Стихотворение «Посвящение» написано в 1894 году начинающей амбициозной поэтессой двадцати пяти лет. Оно адресовано Д. С. Мережковскому, с которым на то время Гиппиус состояла в браке около пяти лет. Но даже в посвящении близкому человеку Зинаида Николаевна выводит на первый план себя – как всегда, талантливо и увлекательно. Стихотворение обрисовывает и характер отношений супругов, и видение Гиппиус своей духовной миссии.
Использованный в стихотворении оборот «люблю я себя, как Бога» в свое время имел широкий общественный резонанс. Он сделал Гиппиус известной, стал ее «визитной карточкой».
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «беспощадна дорога», «люблю я», «дух наш», «дух мой», «на пути устану», которая создает акцент на личных местоимениях и придает тексту патетические ноты;
- антонимы – «низки – высок», «близки – одинок» – создают оживляющий изложение контраст;
- катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «странно близки» – лирической героине, как и самой Гиппиус, всегда державшейся отстраненно, непривычно сближение даже с родным человеком;
- олицетворения – «небеса унылы, злорадны, низки», «дорога беспощадна» – все как один иллюстрируют темноту, враждебность окружающего мира;
- перифразы – «моя дорога» – автор подразумевает жизнь, которая закономерно заканчивается смертью, «идем на восток» – «совершаем духовное восхождение»;
- сравнение – «люблю, как Бога»;
- эпитет – «туманные дни»;
- ряды однородных членов предложения – «утешь, пожалей, обмани», «устану, начну роптать», «восстану, осмелюсь желать» – состоящие сплошь из глаголов, они наполняют стихотворение действием;
- лексику высокого стиля – «небеса», «дух», «роптать», придающую речи торжественность, эффектные черты откровения.
Оборот «небеса низки» Гиппиус как непревзойденный мастер слова употребляет в двойном смысле: они покрыты низкой облачностью, туманом и одновременно лишены возвышенного, глубокого содержания. Обилие глаголов повелительного наклонения, выражающих побуждение – «утешь», «пожалей», «обмани» – это одновременно и мольба, и руководство к действию. Частотность кратких прилагательных – «унылы», «низки», «высок», «одинок», «беспощадна», «близки», «злорадны» – придает изложению отвлеченный, безэмоциональный оттенок.
В рамках произведения Зинаида Николаевна противоречит сама себе: отсылка к помощи слабому брату (себе в том числе) – напоминание о заповеданной человеку Богом любви к ближнему. Но ставя в центр мироздания себя, поэтесса отрицает эту идею.