«Котёнок» Е. Благинина
Я нашла в садy котёнка.
Он мяyкал тонко-тонко,
Он мяyкал и дpожал.Может быть, его побили,
Или в дом пyстить забыли,
Или сам он yбежал?День с yтpа стоял ненастный,
Лyжи сеpые везде…
Так и быть, звеpёк несчастный,
Помогy твоей беде!Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта…
Скоpо стал котёнок мой
Загляденье пpосто!
Шеpсть – как баpхат,
Хвост – тpyбой…
До чего ж хоpош собой!
Анализ стихотворения Благининой «Котенок»
Непреходящее, вневременное значение поэзии Е. А. Благининой в том, что она развивает ребенка, заставляет его думать, познавать тонкость мира и человеческих отношений, ценить их хрупкость и решать проблемы на доступном уровне. В своих произведениях поэтесса достоверно и ненавязчиво воспроизводит мир маленького человека.
Представленное произведение описывает хороший поступок, заслуживающий поощрения, пусть и будничный, но который, возможно, станет привлекательным примером для многих ребят. Стихотворение «Котенок» включает следующие выразительные средства:
- лексический повтор – «он мяукал» – выделяет реакцию котенка, которая и привлекла внимание ребенка;
- слова-дублеты – «тонко-тонко» – столь частые в эмоциональной детской речи;
- многосоюзие – «или забыли, или убежал» – помогает обрисовать разные жизненные ситуации и придать значение каждой;
- риторический вопрос – «Может быть, … побили?..» – отражает работу мысли маленького человека;
- риторические восклицания – «Так и быть!..», «… загляденье просто!», «До чего хорош!..» – иллюстрируют детскую непосредственность;
- инверсию – «день … ненастный», «лужи серые», «зверек несчастный», «пустить забыли», «котенок мой», «загляденье просто», она способствует выстраиванию рифмы и акценту на последнем слове каждого оборота;
- обращение – «зверек несчастный» – отражает сострадательность девочки;
- эпитет – «несчастный зверек»;
- умолчания – «лужи … везде…», «накормила досыта…» «хвост трубой…» – побуждают маленького читателя домыслить обстоятельства;
- сравнение – «шерсть – как бархат» – стимулирует образное мышление;
- метафору – «хвост трубой»;
- однородные члены предложения – «мяукал и дрожал», «побили, пустить забыли» – имеют описательное значение.
Лирической героиней милого и трогательного стихотворения является маленькая девочка, которая простодушно рассказывает о себе. Частотность личных местоимений и их нанизывание – «сам он», упрощенные синтаксические конструкции, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «зверек», «котенок», разговорные обороты «так и быть», «досыта» – приближают изложение к речи ребенка.
Стихотворение имеет воспитательное значение – оно поощряет отзывчивость, учит детей сопереживать и брать на себя ответственность, любить живую природу, и все это – без единой нотки унылой назидательности.
Автор: Елена Благинина