Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Пентаметр

Из античной метрики (система стихосложения, основанная на учёте просодического времени, требующегося для произнесения долгих и кратких слогов) в другие системы, в том числе силлабо-тоническую, перешли некоторые термины и принципы. Нам известны такие понятия, как ямб, хорей, дактиль, спондей и прочие названия размеров. Однако метрика не ограничивается двух– и трёхсложными стопами. В древнегреческом и древнеримском стихосложении существовали и более сложноорганизованные размеры, одним из которых является пентаметр.

Термин «пентаметр» происходит от греческого слова «pentametros», которое состоит из двух слов – «penta» – «пять» и «metros» – «мера». Уже из названия можно понять, что стих, написанный пентаметром, состоит из пяти стоп. Чаще всего пентаметр образовывался путём удвоения первой части гекзаметра и разделением этих частей цезурой на 2,5 стопы дактиля.

Таким образом, схему пентаметра можно представить так:
– ∪ ∪|– ∪ ∪| – || – ∪ ∪|– ∪ ∪| –.

Условные обозначения:

  • «–» – сильный слог, арсис, произносящийся долго.
  • «∪» – слабый слог, тесис, произносится кратко.
  • «||» – цезура, пауза, разделяющая стих на два полустишия и служащая для облегчения чтения и усиления выразительности стиха.

Важная особенность пентаметра заключается в том, что вторая часть всегда образована дактилическими стопами, в то время как в первой дактили могут быть заменены спондеями.

Пентаметр считается не таким древним размером, как гекзаметр. Возникновение этого размера относят к VII – VI векам до нашей эры. В это время пентаметр часто чередовался с гекзаметром. Такое сочетание носило название «элегический дистих». Римские поэты переняли эту традицию в I веке до нашей эры. Элегический дистих встречается в поэзии таких авторов, как Овидий, Тибулл, Проперций и другие.

Некоторые исследователи отмечают, что пентаметр выполнял определённые функции. Если в гекзаметрических стихах повествовалось в основном о событиях и героях, то пентаметрические строки описывали эмоции и переживания автора по поводу этих вещей. Кроме того, пентаметр использовался в эпиграммах.

Существует понятие ямбического пентаметра. Так иногда называют стих, состоящий из пяти стоп ямба. Однако следует понимать, что такой размер имеет опосредованное отношение к классическому античному пентаметру, являясь по сути его имитированной формой.

Структура и особенности пентаметра

Чтобы лучше представить, что такое пентаметр, необходимо разобраться в ключевых понятиях. Вот основные термины, использующиеся в античной метрике:

Стих – это особым образом организованный отрезок поэтической речи, состоящий из определённого ряда слов. Каждый стих расположен на отдельной строке.

Стопа – структурная единица стиха, часть слова, состоящая из сильных и слабых слогов, построенных в определённом порядке.

Арсис – сильный или долгий слог. В литературе обозначается значком «–».

Тесис – слабый или краткий слог. Часто состоит из одного краткого гласного либо сочетания согласного и краткого гласного звуков. Схематическое обозначение «∪».

Мора – минимальный промежуток времени, требующийся для произнесения краткого слога. Для произнесения арсиса требуется две моры.

Цезура – ритмическая пауза в стихе, применяется для облегчения декламации и придания большей эмоциональности и выразительности.

Важное отличие пентаметра от гекзаметра заключается в том, что окончание последнего всегда женское, т. е. последний слог в гекзаметре всегда безударный. В пентаметре третий и шестой дактили могут состоять из одного слога (каталектическая или усечённая стопа), поэтому окончание у пентаметра всегда сильное. При этом имеет место явление brevis in longo, т. е. в конце строки может оказаться слабый слог.

Вместо цезуры после третьего дактиля в стихе может оказаться диереза. Эта пауза образуется, если для красоты или лёгкости чтения стиха опускаются, «выбрасываются» некоторые звуки или слоги.

О ямбическом пентаметре говорят, когда стих состоит из десяти слогов – пяти стоп ямба. Схематически это можно представить следующим образом:
– ∪|– ∪|– ∪|– ∪|– ∪

Такой размер чаще применялся в английской силлабо-тонической поэзии в XVI веке. Его можно встретить в героических куплетах, белых стихах и т. д. Уильям Шекспир использовал этот размер в сонетах и таких пьесах, как «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Макбет» и т. д. Кроме него к ямбическому пентаметру прибегали Дж. Милтон, Дж. Чосер, А. Поуп и др.

Вот фрагмент сонета №18 У. Шекспира, который написан этим размером:

Среди живых ты будешь до тех пор,
Доко|ле ды|шит грудь| и ви|дит взор!

Перевод С. Я. Маршака.

Пентаметр можно встретить и в русской силлабо-тонической поэзии. Такие авторы, как М. В. Милонов, А. С. Пушкин, Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, А. Х. Востоков и др. применяли его в своих произведениях. Этот размер используется в основном в виде подражаний античной лирике, переводах и имитациях древних стихов.

Вот пример имитации классического пентаметра в строках А. С. Пушкина:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца ве|ликого| тень|| чую сму|щённой ду|шой. – ∪ ∪|– ∪ ∪| – || – ∪ ∪|– ∪ ∪| –. «На перевод Илиады».



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах