Пентаметр
Из античной метрики (система стихосложения, основанная на учёте просодического времени, требующегося для произнесения долгих и кратких слогов) в другие системы, в том числе силлабо-тоническую, перешли некоторые термины и принципы. Нам известны такие понятия, как ямб, хорей, дактиль, спондей и прочие названия размеров. Однако метрика не ограничивается двух– и трёхсложными стопами. В древнегреческом и древнеримском стихосложении существовали и более сложноорганизованные размеры, одним из которых является пентаметр.
Термин «пентаметр» происходит от греческого слова «pentametros», которое состоит из двух слов – «penta» – «пять» и «metros» – «мера». Уже из названия можно понять, что стих, написанный пентаметром, состоит из пяти стоп. Чаще всего пентаметр образовывался путём удвоения первой части гекзаметра и разделением этих частей цезурой на 2,5 стопы дактиля.
Таким образом, схему пентаметра можно представить так:
– ∪ ∪|– ∪ ∪| – || – ∪ ∪|– ∪ ∪| –.
Условные обозначения:
- «–» – сильный слог, арсис, произносящийся долго.
- «∪» – слабый слог, тесис, произносится кратко.
- «||» – цезура, пауза, разделяющая стих на два полустишия и служащая для облегчения чтения и усиления выразительности стиха.
Важная особенность пентаметра заключается в том, что вторая часть всегда образована дактилическими стопами, в то время как в первой дактили могут быть заменены спондеями.
Пентаметр считается не таким древним размером, как гекзаметр. Возникновение этого размера относят к VII – VI векам до нашей эры. В это время пентаметр часто чередовался с гекзаметром. Такое сочетание носило название «элегический дистих». Римские поэты переняли эту традицию в I веке до нашей эры. Элегический дистих встречается в поэзии таких авторов, как Овидий, Тибулл, Проперций и другие.
Некоторые исследователи отмечают, что пентаметр выполнял определённые функции. Если в гекзаметрических стихах повествовалось в основном о событиях и героях, то пентаметрические строки описывали эмоции и переживания автора по поводу этих вещей. Кроме того, пентаметр использовался в эпиграммах.
Существует понятие ямбического пентаметра. Так иногда называют стих, состоящий из пяти стоп ямба. Однако следует понимать, что такой размер имеет опосредованное отношение к классическому античному пентаметру, являясь по сути его имитированной формой.
Структура и особенности пентаметра
Чтобы лучше представить, что такое пентаметр, необходимо разобраться в ключевых понятиях. Вот основные термины, использующиеся в античной метрике:
Стих – это особым образом организованный отрезок поэтической речи, состоящий из определённого ряда слов. Каждый стих расположен на отдельной строке.
Стопа – структурная единица стиха, часть слова, состоящая из сильных и слабых слогов, построенных в определённом порядке.
Арсис – сильный или долгий слог. В литературе обозначается значком «–».
Тесис – слабый или краткий слог. Часто состоит из одного краткого гласного либо сочетания согласного и краткого гласного звуков. Схематическое обозначение «∪».
Мора – минимальный промежуток времени, требующийся для произнесения краткого слога. Для произнесения арсиса требуется две моры.
Цезура – ритмическая пауза в стихе, применяется для облегчения декламации и придания большей эмоциональности и выразительности.
Важное отличие пентаметра от гекзаметра заключается в том, что окончание последнего всегда женское, т. е. последний слог в гекзаметре всегда безударный. В пентаметре третий и шестой дактили могут состоять из одного слога (каталектическая или усечённая стопа), поэтому окончание у пентаметра всегда сильное. При этом имеет место явление brevis in longo, т. е. в конце строки может оказаться слабый слог.
Вместо цезуры после третьего дактиля в стихе может оказаться диереза. Эта пауза образуется, если для красоты или лёгкости чтения стиха опускаются, «выбрасываются» некоторые звуки или слоги.
О ямбическом пентаметре говорят, когда стих состоит из десяти слогов – пяти стоп ямба. Схематически это можно представить следующим образом:
– ∪|– ∪|– ∪|– ∪|– ∪
Такой размер чаще применялся в английской силлабо-тонической поэзии в XVI веке. Его можно встретить в героических куплетах, белых стихах и т. д. Уильям Шекспир использовал этот размер в сонетах и таких пьесах, как «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Макбет» и т. д. Кроме него к ямбическому пентаметру прибегали Дж. Милтон, Дж. Чосер, А. Поуп и др.
Вот фрагмент сонета №18 У. Шекспира, который написан этим размером:
Среди живых ты будешь до тех пор,
Доко|ле ды|шит грудь| и ви|дит взор!Перевод С. Я. Маршака.
Пентаметр можно встретить и в русской силлабо-тонической поэзии. Такие авторы, как М. В. Милонов, А. С. Пушкин, Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, А. Х. Востоков и др. применяли его в своих произведениях. Этот размер используется в основном в виде подражаний античной лирике, переводах и имитациях древних стихов.
Вот пример имитации классического пентаметра в строках А. С. Пушкина:
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца ве|ликого| тень|| чую сму|щённой ду|шой. – ∪ ∪|– ∪ ∪| – || – ∪ ∪|– ∪ ∪| –. «На перевод Илиады».