Составная рифма
Согласно словарному определению, рифма – это сходное звучание слов в последних частях стихов в поэтическом произведении. Обычно рифма образуется благодаря частичному совпадению звуков в окончаниях слов. Но нередки ситуации, когда созвучны не только окончания, но и группы слов. Такое явление называется составной рифмой. Рассмотрим его подробнее и приведём примеры из русской поэзии.
Составной считается та рифма, которая образуется из двух-трёх слов. Чаще всего в неё входят:
- короткие односложные слова («тишь», «стон», «есть» и т. д.),
- местоимения («ты», «я», «мы», «вы», «он», «их»),
- частицы («бы», «ведь», «как», «вот», «пусть» и др.),
- предлоги («над», «под», «для», «без» и т. д.),
- союзы («и», «да», «но» и т. п.),
- другие служебные части речи («-ка»,«-то» и т. д.).
В русской поэзии составная рифма не пользовалась большой популярностью вплоть до середины XIX века. В редких случаях она встречается у некоторых авторов. Вот несколько примеров:
Еллином богатств бог бе, наречённый Плутон.
Аз его именую: воистину плут он,
Плутает бо излиха и зело вплетает
в сети диаволския, яже уловляет.«Из цикла «Богатство»», Симеон Полоцкий (XVII в.).
Пожаловал к вам кто-то на́ дом.
Не слушаю, под суд!
К вам человек с докладом.
Не слушаю, под суд! под суд!
Да обернитесь, вас зовут.«Горе от ума», А. С. Грибоедов.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!«Выхожу я один на дорогу…», М. Ю. Лермонтов.
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу».«Сказка о попе и его работнике Балде», А. С. Пушкин.
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?«Евгений Онегин», А. С. Пушкин.
С 1860-х годов составная рифма, в которой слова почти полностью совпадают по звучанию, получила широкое распространение благодаря юмористической поэзии Д. Д. Минаева и В. С. Курочкина.
Петров, Херасков и Державин –
Живая оных дней струна –
Наш век и без поэтов славен.
– Литература не нужна.«Нужна ли литература (Песня современного дельца-эпикурейца)», В. С. Курочкин.
Зол я впервые сегодня вполне;
Зол – оттого что нет злости во мне.«Раздумье», В. С. Курочкин.
Я, встречаясь с Изабеллою,
Нежным взглядом дорожу,
Как наградой и, за белую
Ручку взяв её, дрожу…Сладко ли, не сладко ли –
Всё: по шее ль бьют,
Лупят под лопатку ли…
Так не плачь кума,
Позабудь, Кондратьевна:
Нужно из ума
Гнать, и гнать, гнать его…«Избранные сатирические стихотворения», Д. Д. Минаев.
Из-за точности созвучий эти рифмы также называют омофоническими. А поскольку они часто встречаются в каламбурах, то прижилось и определение «каламбурная рифма».
Значительный вклад в развитие составной рифмы внесли поэты Серебряного века.
Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
Не вёрсты, не мили, солнце-радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я –
Не докинул никто их до звёзд никогда!«Мы и те», В. Я. Брюсов.
Из сёл иди, из рощ иди
К широкой лобной площади,
Печальный, сирый люд.«Воздвиженье», Игорь Северянин.
Белкой скружишься у смеха в колесе,
когда узнает твой прах о том:
сегодня
мир
весь – Колизей,
и волны всех морей
по нем изостлались бархатом.
…
Милостивые государи!
Понимаете вы?
Боль берёшь,
растишь и растишь её:
всеми пиками истыканная грудь,
всеми глазами свороченное лицо,
всеми артиллериями громимая цитадель головы –
каждое моё четверостишие.«Война и мир», В. В. Маяковский.
Многие современные поэты также пользуются составной рифмой. Примеры употребления таких конструкций можно обнаружить в творчестве Вилли Мельникова, И. А. Бродского и др.
…перемена, связана с колкой дров,
с превращеньем мятой сырой изнанки
жизни в сухой платяной покров
(в стужу – из твида, в жару – из нанки),
с затвердевающим под орех
мозгом. Вообще из всех…«Колыбельная трескового мыса», И. А. Бродский.
здорово тут, да? продравшись через преграды все,
видишь, сколько теряешь, живя в уме лишь.
да и какой тебе может даться любви и радости,
когда ты и яблока не умеешь.«Яблоко», В. Н. Полозкова.
Часто этот тип применяется в произведениях рэп-исполнителей и считается одним из наиболее сложных и эффектных способов зарифмовать строки.