Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Рифма

Составная рифма

Согласно словарному определению, рифма – это сходное звучание слов в последних частях стихов в поэтическом произведении. Обычно рифма образуется благодаря частичному совпадению звуков в окончаниях слов. Но нередки ситуации, когда созвучны не только окончания, но и группы слов. Такое явление называется составной рифмой. Рассмотрим его подробнее и приведём примеры из русской поэзии.

Составной считается та рифма, которая образуется из двух-трёх слов. Чаще всего в неё входят:

  • короткие односложные слова («тишь», «стон», «есть» и т. д.),
  • местоимения («ты», «я», «мы», «вы», «он», «их»),
  • частицы («бы», «ведь», «как», «вот», «пусть» и др.),
  • предлоги («над», «под», «для», «без» и т. д.),
  • союзы («и», «да», «но» и т. п.),
  • другие служебные части речи («-ка»,«-то» и т. д.).

В русской поэзии составная рифма не пользовалась большой популярностью вплоть до середины XIX века. В редких случаях она встречается у некоторых авторов. Вот несколько примеров:

Еллином богатств бог бе, наречённый Плутон.
Аз его именую: воистину плут он,
Плутает бо излиха и зело вплетает
в сети диаволския, яже уловляет.

«Из цикла «Богатство»», Симеон Полоцкий (XVII в.).

Пожаловал к вам кто-то на́ дом.
Не слушаю, под суд!
К вам человек с докладом.
Не слушаю, под суд! под суд!
Да обернитесь, вас зовут.

«Горе от ума», А. С. Грибоедов.

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

«Выхожу я один на дорогу…», М. Ю. Лермонтов.

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу».

«Сказка о попе и его работнике Балде», А. С. Пушкин.

Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?

«Евгений Онегин», А. С. Пушкин.

С 1860-х годов составная рифма, в которой слова почти полностью совпадают по звучанию, получила широкое распространение благодаря юмористической поэзии Д. Д. Минаева и В. С. Курочкина.

Петров, Херасков и Державин –
Живая оных дней струна
Наш век и без поэтов славен.
– Литература не нужна.

«Нужна ли литература (Песня современного дельца-эпикурейца)», В. С. Курочкин.

Зол я впервые сегодня вполне;
Зол – оттого что нет злости во мне.

«Раздумье», В. С. Курочкин.

Я, встречаясь с Изабеллою,
Нежным взглядом дорожу,
Как наградой и, за белую
Ручку взяв её, дрожу…

Сладко ли, не сладко ли
Всё: по шее ль бьют,
Лупят под лопатку ли
Так не плачь кума,
Позабудь, Кондратьевна:
Нужно из ума
Гнать, и гнать, гнать его

«Избранные сатирические стихотворения», Д. Д. Минаев.

Из-за точности созвучий эти рифмы также называют омофоническими. А поскольку они часто встречаются в каламбурах, то прижилось и определение «каламбурная рифма».

Значительный вклад в развитие составной рифмы внесли поэты Серебряного века.

Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
Не вёрсты, не мили, солнце-радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я
Не докинул никто их до звёзд никогда!

«Мы и те», В. Я. Брюсов.

Из сёл иди, из рощ иди
К широкой лобной площади,
Печальный, сирый люд.

«Воздвиженье», Игорь Северянин.

Белкой скружишься у смеха в колесе,
когда узнает твой прах о том:
сегодня
мир
весь – Колизей,
и волны всех морей
по нем изостлались бархатом.

Милостивые государи!
Понимаете вы?
Боль берёшь,
растишь и растишь её:
всеми пиками истыканная грудь,
всеми глазами свороченное лицо,
всеми артиллериями громимая цитадель головы –
каждое моё четверостишие.

«Война и мир», В. В. Маяковский.

Многие современные поэты также пользуются составной рифмой. Примеры употребления таких конструкций можно обнаружить в творчестве Вилли Мельникова, И. А. Бродского и др.

…перемена, связана с колкой дров,
с превращеньем мятой сырой изнанки
жизни в сухой платяной покров
(в стужу – из твида, в жару – из нанки),
с затвердевающим под орех
мозгом. Вообще из всех…

«Колыбельная трескового мыса», И. А. Бродский.

здорово тут, да? продравшись через преграды все,
видишь, сколько теряешь, живя в уме лишь.
да и какой тебе может даться любви и радости,
когда ты и яблока не умеешь.

«Яблоко», В. Н. Полозкова.

Часто этот тип применяется в произведениях рэп-исполнителей и считается одним из наиболее сложных и эффектных способов зарифмовать строки.



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах