«Богач и бедняк» И. Хемницер
Сей свет таков, что кто богат, Тот каждому и друг и брат, Хоть не имей заслуг, ни чина И будь скотина; И кто бы ни был ты таков, Хоть родом будь из конюхов, Детина будешь как детина; А бедный, будь хоть из князей, Хоть разум ангельский имей И все достоинства достойнейших людей, – Того почтенья не дождется, Какое богачу всегда уж воздается. Бедняк в какой-то дом пришел, Который ум и чин с заслугами имел; Но бедняка никто не только что не встретил, Ниже́ никто и не приметил, Иль, может быть, никто приметить не хотел. Бедняк наш то к тому, то к этому подходит, Со всеми разговор и так и сяк заводит, Но каждый бедняку в ответ Короткое иль да, иль нет. Приветствия ни и ком бедняк наш не находит; С учтивством подойдет, а с горестью отходит. Потом, За бедняком, Богач приехал в тот же дом, И не имел богач сей ни заслуг, ни чина, И был прямая он скотина. Что ж? богачу сказать нельзя какой прием! Все встали перед богачом, Всяк богача с почтением встречает, Всяк стул и место уступает, И под руки его берут; То тут, то там его сажают; Поклоны чуть ему земные не кладут, И меры нет как величают. Бедняк, людей увидя лесть, К богатому неправу честь, К себе неправое презренье, Вступил о том с своим соседом в рассужденье. «Возможно ль, – говорит ему, – Что так людей богатство ослепляет! Достоинствы того, кто беден, помрачает, А кто богат, того пороки прикрывает. Куды как это огорчает!» – «Дивишься ты чему! – Другой на это отвечает. – Достоинств ведь взаймы не ищут никогда, А денег завсегда».
1779 г.
И. И. Хемницер «Полное собрание стихотворений». Раздел «Басни и сказки. Часть первая».
Анализ, мораль басни Хемницера «Богач и бедняк»
В басне «Богач и бедняк» содержится противопоставление силы и слабости, которые общество определяет, исходя из имущественного статуса человека. Предпочтение автора на стороне того, кто не кичится богатством и знатностью, но обладает такими человеческими качествами, как скромность и чувство собственного достоинства, кто имеет заслуги перед отчеством. В рамках басни поэт предлагает ситуацию, позволяющую оценить его вывод.
Поэт использует такие средства художественной выразительности:
- эллипсис – «не имей (ни) заслуг», «бедняку (говорит) в ответ»;
- антитезу – «с учтивстом (учтивостью) подойдет, а с горестью отходит»;
- эпитеты – «ангельский разум», «достойнейшие люди», «земные поклоны», «неправа честь», «неправое презренье»;
- риторический вопрос – «Что ж?»;
- риторические восклицания – «…какой прием!», «… богатство ослепляет!», «… как это огорчает!», «Дивишься …чему!»;
- антонимы – «будь из конюхов – будь … из князей», «честь – презренье», «бедняк – богач», «никогда – завсегда»;
- инверсию – «вступил о том … в рассужденье», «дивишься ты», «бедняк …пришел, который …имел», «был прямая он скотина», «вступил о том…. в рассужденье», «бедняк наш», «людей увидя лесть», «того пороки прикрывает», «достоинств ведь взаймы не ищут», «хоть родом будь»;
- синекдоху – «вступил в рассужденье», «не ищут достоинств», «не находит приветствия», «ищут достоинств»;
- ряды однородных членов предложения – «богатство ослепляет, помрачает, прикрывает», «не встретил, не приметил, не хотел приметить», «не находит, подойдет, отходит», «берут, сажают, кладут, величают», «лесть, честь, презренье»;
- вопросно-ответную форму изложения;
- многосоюзие – «и друг и брат», «и так и сяк», «ни заслуг, ни чина», «то тут, то там», «то к тому, то к этому», «иль да, иль нет»;
- элементы просторечия – «детина», «скотина»;
- синтаксический параллелизм – «…кто богат,… хоть не имей заслуг» – «…бедный, хоть разум имей…».
Оборот «детина … как детина» употребляется в значении «человек как человек», «не будешь вызывать ни презрения, ни отторжения». В тексте можно найти устаревший союз книжного характера «ниже» в значении «даже», указательное местоимение «сей» в значении «этот», разговорные формы слов «достоинствы», «куды», «завсегда». Прилагательное «неправое» употребляется в значении «неправедное, незаслуженное».
Первая строфа выражает мораль басни, формулирует вывод, а в последней строфе автор излагает аргументы в пользу такого вывода. Таким образом назидательный момент закольцовывает идею произведения. Не посягая на структуру современного ему общественного устройства, И. И. Хемницер бичует такие пороки как: идолопоклонство, лесть и подлость, избирательное отношение к людям в зависимости от толщины их кошелька. Басня необыкновенно актуальна в наши дни.