Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Иван Хемницер

«Богач и бедняк» И. Хемницер

      Сей свет таков, что кто богат,
      Тот каждому и друг и брат,
      Хоть не имей заслуг, ни чина
            И будь скотина;
      И кто бы ни был ты таков,
      Хоть родом будь из конюхов,
      Детина будешь как детина;
      А бедный, будь хоть из князей,
      Хоть разум ангельский имей
И все достоинства достойнейших людей, —
      Того почтенья не дождется,
Какое богачу всегда уж воздается.

      Бедняк в какой-то дом пришел,
Который ум и чин с заслугами имел;
Но бедняка никто не только что не встретил,
      Ниже́ никто и не приметил,
Иль, может быть, никто приметить не хотел.
Бедняк наш то к тому, то к этому подходит,
Со всеми разговор и так и сяк заводит,
      Но каждый бедняку в ответ
      Короткое иль да, иль нет.
Приветствия ни и ком бедняк наш не находит;
С учтивством подойдет, а с горестью отходит.

               Потом,
            За бедняком,
      Богач приехал в тот же дом,
И не имел богач сей ни заслуг, ни чина,
      И был прямая он скотина.
Что ж? богачу сказать нельзя какой прием!
      Все встали перед богачом,
   Всяк богача с почтением встречает,
      Всяк стул и место уступает,
      И под руки его берут;
      То тут, то там его сажают;
Поклоны чуть ему земные не кладут,
      И меры нет как величают.

      Бедняк, людей увидя лесть,
      К богатому неправу честь,
      К себе неправое презренье,
Вступил о том с своим соседом в рассужденье.
      «Возможно ль, — говорит ему, —
   Что так людей богатство ослепляет!
Достоинствы того, кто беден, помрачает,
А кто богат, того пороки прикрывает.
      Куды как это огорчает!»
         — «Дивишься ты чему! —
      Другой на это отвечает. —
Достоинств ведь взаймы не ищут никогда,
         А денег завсегда».

Дата создания: 1779 г.

Анализ, мораль басни Хемницера «Богач и бедняк»

В басне «Богач и бедняк» содержится противопоставление силы и слабости, которые общество определяет, исходя из имущественного статуса человека. Предпочтение автора на стороне того, кто не кичится богатством и знатностью, но обладает такими человеческими качествами, как скромность и чувство собственного достоинства, кто имеет заслуги перед отчеством. В рамках басни поэт предлагает ситуацию, позволяющую оценить его вывод.

Поэт использует такие средства художественной выразительности:

  • эллипсис – «не имей (ни) заслуг», «бедняку (говорит) в ответ»;
  • антитезу – «с учтивстом (учтивостью) подойдет, а с горестью отходит»;
  • эпитеты – «ангельский разум», «достойнейшие люди», «земные поклоны», «неправа честь», «неправое презренье»;
  • риторический вопрос — «Что ж?»;
  • риторические восклицания — «…какой прием!», «… богатство ослепляет!», «… как это огорчает!», «Дивишься …чему!»;
  • антонимы – «будь из конюхов — будь … из князей», «честь – презренье», «бедняк – богач», «никогда – завсегда»;
  • инверсию — «вступил о том … в рассужденье», «дивишься ты», «бедняк …пришел, который …имел», «был прямая он скотина», «вступил о том…. в рассужденье», «бедняк наш», «людей увидя лесть», «того пороки прикрывает», «достоинств ведь взаймы не ищут», «хоть родом будь»;
  • синекдоху — «вступил в рассужденье», «не ищут достоинств», «не находит приветствия», «ищут достоинств»;
  • ряды однородных членов предложения – «богатство ослепляет, помрачает, прикрывает», «не встретил, не приметил, не хотел приметить», «не находит, подойдет, отходит», «берут, сажают, кладут, величают», «лесть, честь, презренье»;
  • вопросно-ответную форму изложения;
  • многосоюзие – «и друг и брат», «и так и сяк», «ни заслуг, ни чина», «то тут, то там», «то к тому, то к этому», «иль да, иль нет»;
  • элементы просторечия – «детина», «скотина»;
  • синтаксический параллелизм – «…кто богат,… хоть не имей заслуг» — «…бедный, хоть разум имей…».

Оборот «детина … как детина» употребляется в значении «человек как человек», «не будешь вызывать ни презрения, ни отторжения». В тексте можно найти устаревший союз книжного характера «ниже» в значении «даже», указательное местоимение «сей» в значении «этот», разговорные формы слов «достоинствы», «куды», «завсегда». Прилагательное «неправое» употребляется в значении «неправедное, незаслуженное».

Первая строфа выражает мораль басни, формулирует вывод, а в последней строфе автор излагает аргументы в пользу такого вывода. Таким образом назидательный момент закольцовывает идею произведения. Не посягая на структуру современного ему общественного устройства, И. И. Хемницер бичует такие пороки как: идолопоклонство, лесть и подлость, избирательное отношение к людям в зависимости от толщины их кошелька. Басня необыкновенно актуальна в наши дни.


Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Лермонтов; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Пастернак; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Суриков; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах