Как писать стихи

Рефрен


Чтобы разнообразить и украсить художественную речь, авторы применяют различные средства. В их числе стилистические фигуры прибавления – различного рода повторы. Среди них выделяется рефрен.

Исследователи дают различные определения термину «рефрен» (происходит от французского слова «refrain», которое переводится как «припев»). В литературной энциклопедии под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого и др. содержится такое описание: «повтор (иногда припев) одного или нескольких слов или строк». Примером такого рефрена могут служить строки из стихотворения А. Белого «Путь»:

Чтоб бранью сухой не встречали,
Жилье огибаю, как трус,—
И дале — и дале — и дале —
Вдоль пыльной дороги влекусь.

Аналогично можно воспринимать двойной повтор в строках А. А. Фета:

Сомнений нет, неясной нет печали,
Всё высказать во сне умею я,
И мчит да мчит всё далее и далее
С тобою нас воздушная ладья.

«Во сне».

Но чаще под рефреном понимают повторение строки или ряда строк, иногда целой строфы, на определённом отрезке речи. В песнях этот приём именуется припевом. Основная функция рефрена – акцентировать внимание читателя на определённой мысли, подчеркнуть значение повторяемых слов. В поэтическом тексте рефрен формирует особый ритм, придаёт строкам динамичность.

Также следует отметить, что в различных произведениях повтор играет особую роль, зависящую от контекста использования. Рассмотрим это на примере некоторых произведений русской поэзии.

Вот фрагмент стихотворения И. Анненского:

Не могу понять, не знаю…
Это сон или Верлен?…
Я люблю иль умираю?
Это чары или плен?

Перед светом идеала,
Пусть мечта не угадала,
Это сон или Верлен?
Это чары или плен?

«Не могу понять, не знаю…», И. Анненский.

Здесь рефрен объединён с риторическим вопросом. С помощью этих приёмов поэт усиливает степень смятения лирического героя и показывает, что это чувство не покидает его со временем.

В следующем отрывке повторяющиеся строки в сочетании с особым языком, имитирующим разговорную речь («подёрнулися»), и сюжетом, напоминают заунывную народную песнь.

Что шумит-звенит перед зарёю:
Что колышет ветер в тёмном поле,
Холодеет ночь перед зарёю,

Смутно травы шепчутся сухие, –

Что шумит-звенит перед зарёю?
Что колышет ветер в тёмном поле?
Холодеет ночь перед зарёю,

Серой мглой подёрнулися балки…

«Ковыль», И. А. Бунин.

Буря на небе вечернем
Моря сердитого шум —
Буря на море и думы,

Много мучительных дум —
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум —
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.

«Буря на небе вечернем», А. А. Фет.

Данное стихотворение буквально построено на повторах и обогащено аллитерацией и ассонансом. Думается, что автор преследовал цель передать с помощью слов звуки, порождаемые стихиями. Рефрены здесь призваны показать ритмичность, последовательность накатывающихся на берег волн.

В стихотворении А. А. Асадова «Они студентами были…» видим, как с помощью рефрена автор подчёркивает главную мысль своего произведения:

И хоть за любовь стояли,
Но вряд ли они понимали,
Что, может, такой и бывает истинная любовь!

А он не простил — слыхали?»
Мещане! Они и не знали,
Что, может, такой и бывает истинная любовь!

В следующем фрагменте содержится неполный рефрен. Изменяя слова, автор указывает на усиление чувств лирического героя.

Мой свет скользит, мой свет змеится,
Но я тебе не изменю,
Когда отдашься ты огню,
Тому огню, что не дымится,
Что в тесной комнате томится,
И все сильней гореть стремится —
Наперекор немому дню.
Тебе, в чьем сердце страсть томится;
Я никогда не изменю.

«Лунный луч», К. Д. Бальмонт.

Аналогично поступает советская поэтесса Юлия Друнина в стихотворении «Парад в сорок первом»:

То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.
В тревожных небесах аэростаты
Качали удлиненной головой.

Терзали тело Подмосковья рвы,
Убитых хоронил снежок пушистый,
Сжимали горло фронтовой Москвы
Траншеи наступающих фашистов.
А батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты!
Недаром в небесах аэростаты
Качали удивленно головой!

Автор использует здесь ту же конструкцию, но меняет слова, чтобы показать, как изменилась жизнь после победы в войне.

Вот пример рефрена, который применяется, чтобы передать восторженное состояние лирического героя, его оптимизм и радостное настроение:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!

«Увертюра», И. Северянин.

Случается, что в стихотворении повторяются начальные и конечные строки. Такой рефрен называется кольцом и нередко встречается в русской поэзии. Примером кольца являются следующие стихотворения:

Я шёл к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом,

А в сердце, замирая, пел
Далёкий голос песнь рассвета.
Рассвета песнь, когда заря
Стремилась гаснуть, звезды рдели,
И неба вышние моря
Вечерним пурпуром горели!..
Душа горела, голос пел,
В вечерний час звуча рассветом.
Я шёл к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом.

«Я шёл к блаженству. Путь блестел», А. А. Блок.

Сядь у моря — жди погоды.
Отчего ж не ждать?
Будто воды, наши годы
Станут прибывать.

Поразвеет пыл горячий,
Проминет беда,
И под камень под лежачий
Потечет вода.

И отступится кручина,
Что свекровь стара;
Накидает мне пучина
Всякого добра.

Будто воды, наши годы
Станут прибывать.
Сядь у моря, жди погоды.
Отчего ж не ждать?

«Сядь у моря, жди погоды…», А. А. Фет.

В таких произведениях сюжет как бы замыкается сам на себе, напоминая о бесконечном жизненном цикле.

Можно согласиться с тем, что рефрен делает речь более эффектной. Действительно, повторяющиеся строки добавляют стихотворениям ритмичность, сходство с песне, а также усиливают впечатление от прочитанного. С помощью рефрена автору легче акцентировать внимание читателя на важно мысли, а читателю в свою очередь легче запомнить её. Таким образом, рефрен становится важным средством усиления выразительности и мелодичности.



Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах