Как писать стихи

Фигуры речи


Существуют разные способы сделать речь более эффектной и запоминающейся. Можно обогащать её содержание, применяя различные метафоры, сравнения, яркие образные эпитеты или другие тропы (обороты, применяющиеся в переносном значении). Можно придавать речи убедительность путём цитирования глубоких мыслей каких-либо деятелей или использовать народную мудрость в виде поговорок и пословиц. Чтобы напрямую стимулировать восприятие читателя, можно влиять на интонацию и темп речи. Для этого в литературе применяется особая группа приёмов, называемых фигурами речи.

В литературоведении нет исчерпывающего определения термина «фигура речи» («стилистическая фигура», «риторическая фигура»). Чаще всего под фигурами речи понимается комплекс стилистических приёмов, выраженных посредством речевых конструкций, повышающих выразительность речи, влияющих на её эмоциональную окраску. Как видим, это достаточно широкое определение, под которое подпадают и тропы. Далее мы будем рассматривать фигуры в узком смысле – как речевые конструкции, основанные не на операциях со значением слов, а с их положением и сочетанием в предложении.

Известно, что одними из первых применять и изучать фигуры начали античные риторы и ораторы. Собственно, в литературную речь эти приёмы пришли из риторики, поскольку экспрессивная образная речь была необходима в первую очередь тем, кто постоянно выступает перед публикой. Считается, что изобретателем фигур был философ Горгий, живший в V-IV вв. до нашей эры. Большой вклад в исследование фигур внесли Аристотель, Теофраст, Цецилий, которые предлагали классификации и определения фигур речи. Наиболее распространённой в эту эпоху была формулировка Квинтиллиана: «Фигура в точном смысле слова определяется как сознательное отклонение в мысли или в выражении от обыденной и простой формы… Таким образом, будем считать фигурой обновление формы речи при помощи некоего искусства».

Деметрий Фалерский предлагал деление на фигуры слов и фигуры мысли. Первые представляют собой устойчивую конструкцию, в которой не допускается менять составляющие местами или заменять другими словами, иначе можно разрушить смысл фразы. Примером таких фигур могут служить устойчивые выражения и пословицы. В настоящее время к фигурам слова относят следующие приёмы:

  • фигуры прибавления – разного рода повторы (анафора, эпифора, анадиплосис, рефрен, симплока, многосоюзие), плеоназм, градация, мезархия, полиптотон;
  • фигуры убавления – бессоюзие, эллипсис, зевгма, апозиопеза (умолчание);
  • фигуры перестановки или замещения – инверсия, хиазм, параллелизм, антитеза, парентеза.

Фигуры мысли, напротив, допускают возможность изменения. Таковыми считаются риторические вопросы, восклицания и обращения, оксюмороны.

Рассмотрим каждый из этих приёмов в отдельности и приведём примеры.

Фигуры прибавления

Лексический повтор – намеренное дублирование слов или выражений на обозримом участке текста. Благодаря этому приёму внимание читателя сосредотачивается на определённой мысли автора, усиливается эмоциональное напряжение. Выделяются несколько видов повторов:

1. Анафора представляет собой повторение первых букв, слогов, слов, словосочетаний в двух и более относительно самостоятельных отрывках речи (строках, строфах, фрагментах прозаического произведения).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…

А. С. Пушкин.

2. Эпифора – это повтор слов или выражений в конце отрезка речи.

Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций — тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он русский бог.

«Русский бог», П. А. Вяземский.

3. Анадиплосис – повторение последнего слова (или слов) фразы в начале следующего отрезка речи.

Она пришла ко мне, молчащая, как ночь,
Глядящая, как ночь, фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне — такая же точь-в-точь…

«Как ночь», К. Д. Бальмонт.

4. Рефрен предполагает повторение на одном отрезке одного и того же слова несколько раз.

Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия,-
Безумствуй, сжигая меня!

5. Симплока – речевая конструкция, при которой фразы имеют одинаковое начало и конец либо одинаковую середину при разных началах и окончаниях.

Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза.

«Глаза», М. И. Цветаева.

Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!

«Юбилейное», В. В. Маяковский.

6. Многосоюзие (полисиндентон) – намеренное увеличение числа союзов в определённом отрезке речи (строфе стихотворения или прозаическом отрывке).

Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…

«Пророк», А. С. Пушкин.

Некоторые исследователи также относят к повторам плеоназм (языковая избыточность, сочетание слов, близких по смыслу в пределах одного законченного отрезка речи). Примером плеоназма в художественной литературе является реплика Мосальского из романа «Борис Годунов» А. С. Пушкина:

«Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом! Мы видели их мёртвые трупы

Градация представляет собой череду слов, словосочетаний или предложений, каждое последующее из которых усиливает или снижает напряжение либо значение всей фразы. Выделяют следующие виды градации:
климакс (нарастание напряжения). Пример:

Я образ твой ловлю перед разлукой,
Я полон им, и млею, и дрожу

«Anruf an die Geliebte», А. А. Фет.

антиклимакс (спад напряжения). Пример:

Там матери под тёмным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут

«Ленинградская поэма», О. Ф. Берггольц.

Мезархия – повторение слова или группы слов в начале либо в середине следующих друг за другом фраз. Этот приём позволяет создать эффект монотонности, однообразия.

В одном чёрном-пречёрном лесу
Стоит чёрный-пречёрный дом,
В этом чёрном-пречёрном доме
Стоит чёрный-пречёрный стол…

Из народного творчества.

При полиптотоне одно и то же слово встречается в одном предложении в различных формах или падежах. Часто подобные конструкции можно встретить в пословицах:

Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт.

Дружба дружбой, а служба службой.

Фигуры убавления

Бессоюзие (асиндентон) – такое построение речи, при котором умышленно не использованы союзы, соединяющие отдельные предложения. Самым известным примером бессоюзия является стихотворение А. А. Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

В обычной речи логичнее было бы соединять эти назывные предложения с помощью союза «и», но поэт намеренно выпустил его, благодаря чему создаётся впечатление быстрой смены кадров, динамичности речи.

Эллипсис представляет собой пропуск несущественных для понимания слов и преследует ту же цель, что и бессоюзие. Этот приём придаёт речи энергичность, экспрессивность.

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

«Певец во стане русских воинов», В. А. Жуковский.

Вместо тире здесь подразумевается слово «обратим», но его отсутствие только усиливает впечатление о решительности и непоколебимости русских войск.

Зевгма – такая конструкция, в которой слово (обычно глагол) должно было быть повторено несколько раз, но употребляется единожды. Например, вот фраза из произведения Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»:

«Марья Александровна сидит у камина в превосходнейшем расположении духа и в светло-зеленом платье, которое к ней идёт».

Очевидно, здесь недостаёт ещё одного слова «сидит», но автор опустил его, использовав таким образом зевгму.

Умолчание (апозиопеза) – стилистическая фигура, при которой последняя часть фразы намеренно опускается, давая читателю возможность самому додумать, чем она должна была завершиться. Умолчания передаются в тексте с помощью многоточий и усиливают эмоциональность речи, стимулируют ум и воображение читателя.

Что нам разлука? – Лихая забава,
Беды скучают без нас.
Спьяну ли ввалится в горницу слава,
Бьёт ли тринадцатый час.
Или забыты, забиты, за… кто там
Так научился стучать? –
Вот и идти мне обратно к воротам
Новое горе встречать.

«Что нам разлука…», А. А. Ахматова.

Фигуры перестановки (замещения)

При инверсии привычный порядок слов в предложении (подлежащее – сказуемое – второстепенные члены) меняется произвольным образом с целью перенесения внимания на определённое слово, усиления выразительности фразы в целом или придания ей особой эмоциональной окраски.

Хиазм – стилистический приём, предполагающий крестообразное изменение последовательности двух элементов параллельных отрезков речи (например, частей сложного предложения).

Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.

А. А. Ахматова.

Параллелизм заключается в похожем или одинаковом синтаксическом построении частей предложения либо соседних предложений. Этот приём часто сочетается с анафорой и эпифорой в стихотворениях.

Я считал, что лес — только часть полена.
Что зачем вся дева, раз есть колено.

Я писал, что в лампочке — ужас пола.
Что любовь, как акт, лишена глагола.

«Я всегда твердил, что судьба – игра…», И. А. Бродский.

Антитеза – стилистический приём, при котором происходит резкое противопоставление двух понятий, явлений и т. д., связанных между собой общей синтаксической конструкцией.

Парентеза заключается в добавлении в одну фразу другой, не связанной с первой грамматически. В тексте парентеза оформляется с помощью скобок.

Да, станция. Но погляди
(мне лестно):
не будь её, моей ладьи,
твоя б – ни с места.

«Фламмарион», И. А. Бродский.

Фигуры мысли

Риторический вопрос не предполагает ответа. С помощью этой фигуры автор словно обращается лично к читателю, сосредотачивая его внимание на важной фразе, подчёркивает эмоциональность сказанного.

Разве плохо у нас выходит?
Кто и в чём помешает нам?
Ведь нигде же не говорится,
Что надёжным, большим друзьям…

«Мы решили с тобой дружить…», Э. А. Асадов.

Риторическое восклицание предназначено точно передать эмоциональный накал речи, кульминацию чувств автора или лирического героя. С его помощью можно выразить самые различные чувства – радость, гнев, горечь, восторг, решительность и др.

— Пожалуй, новым батальоном
Командовать придётся мне!
…Ах, как тогда горели клёны! –
Как в страшном сне, как в страшном сне!

«Был строг безусый батальонный…», Ю. В. Друнина.

Риторическое обращение тоже не требует ответа. Этот приём часто применяется в монологах. Используя его, автор будто обращается непосредственно к читателю и вовлекает его в диалог.

Милый друг, я тебе рассказывать не могу,
Что за пламень сжигает мне грудь…

«Ариванза», Д. С. Мережковский.

Оксюморон представляет собой парадокс, сочетание несочетающихся или противоречивых слов и выражений, призванное подчеркнуть комичность речи либо указать на противоречивость чувств автора или лирического героя.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?

«Русь советская», С. А. Есенин.

На этом приёме построены многочисленные рекламные слоганы, политические лозунги или названия произведений:

«Запрет – это свобода!»

«Назад в будущее»

«Горячий снег» и др.

Итак, мы видим, что литературный язык располагает широким арсеналом стилистических приёмов, способных сделать речь живой, экспрессивной и эмоциональной. Или наоборот, привнести в неё задумчивость и романтичность. Следует обратить внимание, что многими из них мы пользуемся в повседневной речи, благодаря чему она звучит эффектно и лучше передаёт настроение говорящего.



Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах