Умолчание
«Silentium est aurum» или «Молчание – золото» – гласит латинская пословица. Действительно, с помощью слов человек способен донести до своего слушателя своё мнение. Молчание, пауза, сделанная в определённый момент речи, позволяет ему не только дать собеседнику возможность обдумать ответ, но и обратить его внимание на важную мысль, возбудить в нём любопытство, волнение и желание узнать, что ещё на уме у говорящего. Недосказанность в речи придаёт ей многозначительность, усиливает воздействие на слушающего.
Это свойство намеренной недосказанности или умолчания было известно ещё древним грекам. Античные ораторы широко использовали риторическую фигуру, получившую название «апозиопеза» или «апозиопезис» (происходит от слова «aposiopon» – «умолкаю»), что в переводе значит «недомолвка, умалчивание». Древнегреческий автор III века до нашей эры Деметрий Фалерский так писал в своём трактате «О стиле»: «Ведь тот, кто понял недосказанное вами, тот уже не просто слушатель, но ваш свидетель, и притом доброжелательный. Ведь он самому себе кажется понятливым, потому что вы предоставили ему повод проявить свой ум».
В русской поэтике фигура умолчания определяется как намеренное прерывание высказывания, предоставляющее читателю (или слушателю) возможность самому догадаться, чем предложение должно завершиться. На письме умолчание чаще всего передаётся с помощью многоточия.
Умолчание в значительной степени влияет на восприятие текста читателем. Обрыв фразы – это всегда следствие эмоций: герой произведения может находиться в сильном волнении, которое мешает ему договорить. Либо предмет, о котором идёт речь вызывает у него такую ненависть, что он не может произнести его название. Возможно, герой смущён, как, например, бывает при признании в любви. Или он находится в ситуации, когда нельзя упоминать что-либо, и тогда умолчание создаёт ореол загадочности вокруг предмета разговора. Благодаря этому читатель может лучше прочувствовать состояние персонажа и глубже проникнуть в сюжет.
Исследователи выделяют несколько признаков умолчания как стилистической фигуры:
- намеренность,
- полное либо частичное отсутствие словесного выражения,
- адресованность,
- наличие скрытого смысла,
- целенаправленность,
- многообразие значений,
- ситуативный контекст и др.
Функции умолчания:
- эмоционально-экспрессивная. Умолчание позволяет передать чувства героя и вызвать эмоциональный отклик у читателя;
- креативная. Недосказанность стимулирует воображения, творческую и мыслительную активность читателя, заставляя его самостоятельно догадываться о смысле сказанного;
- фасцинативная. Умолчание вносит интригу, тем самым концентрируя внимание читателя и побуждая активнее осмысливать текст;
- оценочная и близкая к ней этическая функции. Говорящий опускает какие-либо резкие выражения, недоговаривает с целью не задеть чьи-либо чувства;
- спекулятивная функция. Умалчивая, человек преследует какую-либо выгоду, например, скрывает нечто от посторонних слушателей, экономит время, эмоции, речевые усилия и т. д.
В связи с многообразием функций и широкими возможностями умолчание стало популярным приёмом в различных литературных традициях. Вот отрывок их стихотворения древнеримского поэта Овидия «Лето стояло, и день миновал половину часов…»:
Вдруг появилась Коринна, одета туникой легкой;
Падали пряди двух кос прямо на белую грудь.
В спальню такой приходила дивная Семирамида,
Многих любившая шла к ложу Лариса такой!
Тунику я сорвал…Перевод В. Я. Брюсова.
Безо всякого смущения поэт любуется красотой своей героини, но то, что будет происходить между ними, целомудренно скрыто за умолчанием. Так автору удаётся возбудить в читателе те же чувства, что, возможно, испытывает он сам при виде прекрасной женщины.
В романтических произведениях умолчание помогает обозначить трагические события, не произнося вслух горькие слова. Вот как это делает знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон:
Луга под топотом дрожат весь день…
О, сколько страхов! радостей! заботы!
Спасенья ищет в озере олень…
И славит громкий крик конец охоты!«Элегия на Ньюстедское аббатство», перевод В. Я. Брюсова.
Благодаря недосказанности этот фрагмент приобретает двойственное звучание. Первая и третья строки тревожны, в то время как вторая и четвёртая полны ликования. Поэт не произносит страшные слова, но подразумевается, что человеческие забавы несут природе и её обитателям страх («луга дрожат…») и гибель («в озере олень…»).
Большим ценителем этой фигуры речи был Александр Сергеевич Пушкин. Читая его лирические произведения, мы часто можем встретить в них многозначительную недосказанность:
Дерзкой пламенной рукою
Белоснежну, полну грудь…
Я желал бы… да ногою
Моря не перешагнуть.«К Наталье».
Он поднял меч… и с трепетом Эвлега
Падает на дерн, как клок летучий снега,
Метелицей отторженный со скал!«Эвлега».
Сначала были мы друзья,
Но скука, случай, муж ревнивый…
Безумным притворился я,
И притворились вы стыдливо,
Мы поклялись… потом… увы!«Кокетке».
В этих отрывках можно обнаружить самые различные намёки, скрытые за умолчанием. Здесь и нескромная страсть, и смерть, и предательство, о котором лирический герой не желает говорить вслух.
На недосказанности построена восточная поэзия. Для примера рассмотрим японские стихи хокку, лаконичная структура которых предполагает, что в небольшом количестве слов будет скрыт эффектный образ:
Печальный мир!
Даже когда расцветают вишни…
Даже тогда…Кобаяси Исса.
Из этих строк веет разочарованием в жизни, ушедшей юностью и любовью, о которой напоминают нежные цветы. Но поскольку поэт не сказал об этом, читатель может вообразить иные сюжеты.
Ждут птенцы в гнезде.
Жаворонок залетел
Слишком высоко.Сампу.
Здесь за простыми выражениями скрывается намёк на трагедию, причём умолчание усиливает драматизм этого события.
Не избегают умолчания и современные авторы. Вот несколько отрывков из произведений молодых русских поэтов:
Бигборд с оранжевой кухаркой
Горит бесплотным оккупантом.
Заброшу всё, поеду в Харьков!
…с моим талантом!«Я устаю быть человеком…», Максим Кабир.
Этот фрагмент – яркий пример реализации этической функции. Под умолчанием скрывается довольно резкое выражение, если не совершенно неприличное, но поэт опускает его, подчёркивая тем самым своё напряжённое состояние.
Я найду, добуду – назначат казнь,
А я вывернусь, и сбегу, да и обвенчаюсь
С царской дочкой, а царь мне со своего плеча даст…«Детское», Вера Полозкова.
В этом отрывке поэтесса позволяет самим читателям додумать, чем закончится её взрослая сказка.
Таким образом, можно сказать, что умолчание является востребованной стилистической фигурой. Оно не теряет актуальности до сих пор и применяется как в литературном языке, так и в повседневной речи.