Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Фёдор Тютчев

«Полдень» Ф. Тютчев

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

Дата создания: между 1827 и 1830 г.

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»

Пейзажная лирика – самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан – бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания – великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать. Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В стихотворении Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.

Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной. В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний – «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие – «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836). В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.

«Полдень» – зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении – дремота. Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность. Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.

Николай Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» 1850 года высоко оценивает пейзажную лирику Федора Ивановича. По его мнению, ключевое достоинство стихотворений Тютчева – живое, грациозное, пластически-верное изображение природы. В качестве одного из примеров Некрасов как раз приводит «Полдень».


Стихи классиков, написанные 5 марта. Обман (Александр Блок) 1904 г. Прорицание (Валерий Брюсов) 1912 г. Какая нежная интимность… (Федор Сологуб) 1913 г. Все — как один (Игорь Северянин) 1917 г.

Что написали классики 3 марта. Баюшки-баю (Николай Некрасов) 1877 г. Всё ли спокойно в народе?… (Александр Блок) 1903 г. Легкомыслие! — Милый грех… (Марина Цветаева) 1915 г. В мартовские дни (Валерий Брюсов) 1917 г.

Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах