Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Эпиталама

Как известно, поэтические произведения распределяются по жанрам. Обычно жанры не накладывают значительных ограничений на выбор темы. Например, сонет может быть посвящён не только любовным переживаниям, но и философским размышлениям. В оде можно не только прославлять какую-либо выдающуюся личность, но и рассуждать об устройстве мира и т. д. Но есть жанры, в рамках которых предназначение стихотворения строго определено. К ним относится эпиталама. Рассмотрим, что представляют собой такие произведения.

Данный термин происходит от греческого слова «epithalamios», которое образовано от двух слов: «epi» – «при» и «thalamos» – «спальня, брачный покой». Это название связано со свадебным ритуалом, принятым в Древней Греции и Риме. У покоев молодожёнов выстраивался хор, состоящий из юношей и девушек, и исполнял поздравительную песнь в честь новобрачных. Эта песнь именовалась эпиталамой или эпиталамионом. В них часто использовались мифологические сюжеты и рефрены-обращения к богу брака «О, Гименей!», благодаря чему такие песни известны ещё и как гименеи.

В современных словарях этому термину даётся такое толкование:

  • Эпиталама – это свадебная песнь или стихотворение, написанное по случаю брака (Словарь литературных терминов).
  • Также под эпиталамой понимают фрагмент музыкального произведения, арию или гимн, посвящённый любви.

Широко известна эпиталама Виндекса из оперы А. Г. Рубинштейна «Нерон». Вот отрывок из неё:

Пою тебе, бог Гименей –
Ты, кто соединяешь невесту с женихом,
Ты любовь благословляешь.

Пою тебе, бог новобрачных –
Бог Гименей.

Эпиталамы были очень популярны в Греции в VIII – VI столетиях до нашей эры. Такие произведения находим у Сафо, Анакреонта, упоминания эпиталамических гимнов и стихов имеются в трудах Аристида. Вот несколько отрывков из античных стихотворений:

Эй, потолок поднимайте,
О Гименей!
Выше, плотники, выше,
О Гименей!
Входит жених, подобный Арею,
Выше самых высоких мужей,
Выше, насколько певец лесбосский
других превышает!

Из сборника «Мелика», Сафо, перевод В. В. Вересаева.

Слава по Азии всей разнеслася бессмертная:
«С Плакии вечнобегущей, из Фивы божественной
Гектор с толпою друзей через море солёное
На кораблях Андромаху везёт быстроглазую,
Нежную. С нею – немало запястий из золота,
Пурпурных платьев и тканей, узорчато вышитых,
Кости слоновой без счёта и кубков серебряных».

«Свадьба Андромахи и Гектора», Сафо, перевод В. В. Вересаева.

В русской поэзии эпиталамы встречаются реже. Вот отрывок из торжественного стихотворения В. К. Тредиаковского по случаю брака князя А. Б. Куракина:

О вас новобрачный! О с надеждой многи
Потомки! О и чада! О брачни чертоги!
Зрите все люди ныне на отроковицы
Посягающей лице, чистой голубицы:
Палладийской вся её красота есть равна,
Власами ни Венера толь чисто приправна,
Таковыми Юнона очесы блистает,
Или Диана, когда колчаны скидает…

«Стихи эпиталаматические на брак его сиятельства Александра Борисовича Куракина и княгини Александры Ивановны».

Шуточные поздравления создавали знаменитые русские поэты в XIX и XX вв.

Пою в помпезной эпиталаме
– О, Златолира, воспламеняй! –
Пою Безумье твоё и Пламя,
Бог новобрачных, бог Гименей!

Весенься вечно, бог пьяный слепо,
Всегда весенься, наивный бог!
Душа грезэра, как рай, нелепа!..
Вздох Гименея – Ивлиса вздох!

«Эпиталама», Игорь Северянин.

Встречая в жизни новый свет,
Примите скромный триолет!
В дверях торжественного храма,
Как поздравленье, как привет,
Примите скромный триолет,
Где вам звучит эпиталама.
Не выразит смущённый стих
Порыва девственных желаний,
Он слаб, он глух, он нем для них!

«Эпиталама», В. Я. Брюсов.

Но час и твой пробил, комета!
Благослови глагол его!
Пора свершать душе поэта
Свой путь у солнца одного,
Довольно странствовать по миру,
Пора одно, одно любить,
Пора блестящему эфиру
От моря сушу отделить…

«Эпиталама графу Л. Н. Толстому», А. А. Фет.

В наши дни эпиталама как самостоятельный жанр встречается редко. Конечно, поздравительные стихотворения новобрачным продолжают создаваться, но они почти никогда не называются эпиталамическими.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах