Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Максимилиан Волошин

«Коктебель» М. Волошин

Как в раковине малой – Океана
Великое дыхание гудит,
Как плоть её мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,
А выгибы её повторены
В движении и завитке волны, –
Так вся душа моя в твоих заливах,
О, Киммери́и тёмная страна,
Заключена и преображена.

С тех пор как отроком у молчаливых
Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я – душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась
По складкам гор, по выгибам холмов.
Огнь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой, –
И сих холмов однообразный строй,
И напряжённый пафос Карадага,
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали
Стиху – разбег, а мысли – меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

6 июня 1918 г., Коктебель.

Сборник «Selva Oscura», раздел «Киммерийская весна».

Анализ стихотворения Волошина «Коктебель»

Стихотворение написано М. А. Волошиным в Коктебеле в 1918 году, когда над страной вовсю бушевали ветры революции. Произведение не только является поэтическим признанием в любви крымской земле. Удивительной красоты стихотворение – констатация духовного слияния поэта с бесконечно прекрасной природой края: поэт принадлежит ему безраздельно, а красоты коктебельского побережья навечно помещены в тайники его души, они стали местом силы и источником вдохновения.

Высокий слог, отсылки к древнерусской и античной литературе и истории являются характерными чертами творческой манеры М. А.Волошина, они придают тексту стихотворения торжественность и мистический оттенок. Этим объясняется использование слов «плоть», «ваяли», «разъялась», «сих холмов», старославянизмов «отрок», «огнь» и пафосного обращения «о Киммерии темная (неизведанная) страна». Киммерия – это античное название крымского побережья и прилегающих к нему территорий Приазовья.

Уже в первой строфе поэт помещает сложное сравнение, уподобляя естественную связь морской раковины с океаном, сходство ее формы с волнами неразрывной связи собственной души с крымскими заливами.

Стихотворение полно средствами художественной выразительности, которые буквально теснят друг друга. Это эпитеты – «темная страна», «великое дыхание», «торжественно-пустынные берега», «каменная грива», метафоры – «дыхание гудит», «плоть мерцает и горит», «завиток волны», «замкнувшей зыбь», «судьбой и ветрами изваян», метонимия – «отливы и серебро тумана», «строй холмов», «пафос Карадага», «грива Коктебеля», «хмельна тоской», «зыбь залива», «напоены мечтой». Выражение «пафос (мыса) Карадага» – напоминание том, что на этом месте великий русской святой, воин Георгий Победоносец одержал свою главную победу.

Зримая образность стихов М. А. Волошина, их живописность сочетается с фотографической точностью описаний, что подразумевает лаконичное изложение мысли. Поэтому в тексте часто используется эллипсис – «как в раковине малой – … океана дыхание», «очнулся я – душа моя разъялась», «стиху – разбег», часты олицетворения – «душа заключена и преображена», «молчаливые берега», «мысль росла, лепилась и ваялась», «огнь и влага ваяли», «сны напоены», «полынь хмельна», «стих поет» – которые украшают произведение. Поэт прибегает к ним, чтобы точнее описать свое душевное состояние. Волошин использует также омонимическую рифму – «мреющие дали… мысли – меру дали» и многократно прибегает к инверсии – «океана великое дыхание», «вся душа моя».

Философский склад ума, способность к историческим обобщениям и уникальный поэтический дар позволили М. А. Волошину войти в плеяду великих русских поэтов.

Рубрики стихотворения: Selva OscuraАнализ стихотворений


Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.

Маяковский не здоровался за руку (в крайних случаях использовал платок). Причина: отец поэта умер от сепсиса, после укола булавкой.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах