Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Максимилиан Волошин

«Коктебель» М. Волошин

Как в раковине малой – Океана
Великое дыхание гудит,
Как плоть её мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,
А выгибы её повторены
В движении и завитке волны, –
Так вся душа моя в твоих заливах,
О, Киммери́и тёмная страна,
Заключена и преображена.

С тех пор как отроком у молчаливых
Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я – душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась
По складкам гор, по выгибам холмов.
Огнь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой, –
И сих холмов однообразный строй,
И напряжённый пафос Карадага,
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали
Стиху – разбег, а мысли – меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

6 июня 1918 г., Коктебель.
Сборник «Selva Oscura» (1910–1914). Раздел «Киммерийская весна».

Анализ стихотворения Волошина «Коктебель»

Стихотворение написано М. А. Волошиным в Коктебеле в 1918 году, когда над страной вовсю бушевали ветры революции. Произведение не только является поэтическим признанием в любви крымской земле. Удивительной красоты стихотворение – констатация духовного слияния поэта с бесконечно прекрасной природой края: поэт принадлежит ему безраздельно, а красоты коктебельского побережья навечно помещены в тайники его души, они стали местом силы и источником вдохновения.

Высокий слог, отсылки к древнерусской и античной литературе и истории являются характерными чертами творческой манеры М. А.Волошина, они придают тексту стихотворения торжественность и мистический оттенок. Этим объясняется использование слов «плоть», «ваяли», «разъялась», «сих холмов», старославянизмов «отрок», «огнь» и пафосного обращения «о Киммерии темная (неизведанная) страна». Киммерия – это античное название крымского побережья и прилегающих к нему территорий Приазовья.

Уже в первой строфе поэт помещает сложное сравнение, уподобляя естественную связь морской раковины с океаном, сходство ее формы с волнами неразрывной связи собственной души с крымскими заливами.

Стихотворение полно средствами художественной выразительности, которые буквально теснят друг друга. Это эпитеты – «темная страна», «великое дыхание», «торжественно-пустынные берега», «каменная грива», метафоры – «дыхание гудит», «плоть мерцает и горит», «завиток волны», «замкнувшей зыбь», «судьбой и ветрами изваян», метонимия – «отливы и серебро тумана», «строй холмов», «пафос Карадага», «грива Коктебеля», «хмельна тоской», «зыбь залива», «напоены мечтой». Выражение «пафос (мыса) Карадага» – напоминание том, что на этом месте великий русской святой, воин Георгий Победоносец одержал свою главную победу.

Зримая образность стихов М. А. Волошина, их живописность сочетается с фотографической точностью описаний, что подразумевает лаконичное изложение мысли. Поэтому в тексте часто используется эллипсис – «как в раковине малой – … океана дыхание», «очнулся я – душа моя разъялась», «стиху – разбег», часты олицетворения – «душа заключена и преображена», «молчаливые берега», «мысль росла, лепилась и ваялась», «огнь и влага ваяли», «сны напоены», «полынь хмельна», «стих поет» – которые украшают произведение. Поэт прибегает к ним, чтобы точнее описать свое душевное состояние. Волошин использует также омонимическую рифму – «мреющие дали… мысли – меру дали» и многократно прибегает к инверсии – «океана великое дыхание», «вся душа моя».

Философский склад ума, способность к историческим обобщениям и уникальный поэтический дар позволили М. А. Волошину войти в плеяду великих русских поэтов.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах