Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Спондей

В русской силлаботонике (системе стихосложения) принято выделять пять основных стихотворных метров. Это известные всем со школьной скамьи ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль. Предлагается, что при применении какого-либо из этих метров в нужном размере ударные и безударные слоги будут чередоваться в определенной последовательности. Например, если речь идёт о хорее, то за каждым ударным слогом будет следовать безударный. Такой строгий порядок формирует чёткий ритм, делает стихотворение стройным и предсказуемым. Но если автору стихотворения необходимо изобразить какую-то бурную деятельность, быструю смену событий или передать напряжение, яркую эмоцию, то такая размеренность не сыграет на руку. В этом случае потребуется большая экспрессия. Добиться её можно с помощью применения такого средства, как спондей.

Спондеем (от «spondeios» – «застольная песня, ритуальная песня при возлиянии») в Древней Греции назвали двухсложную стихотворную стопу, в которой оба слога были сильными, т. е произносящимися долго. В силлабо-тоническом стихосложении спондей считается разновидностью ямбической (либо хореической) стопы с двумя ударениями подряд. Интересно, М. В. Ломоносов полагал, что признаком правильного стихотворения является как раз таки отсутствие спондеев и других нарушений метра. Многие исследователи также отказывают спондею в праве называться самостоятельным метром, считая его редкой формой двухсложных метров.

Тем не менее спондаические стопы встречаются в различных произведениях русской поэзии. Одним из самых известных примеров употребления такой стопы является следующий отрывок из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Полтава»:

Швед, рус|ский – ко|лет, ру|бит, ре|жет.
Бой ба|рабан|ный, кли|ки, скре|жет,
Гром пу|шек, то|пот, ржа|нье, стон,
И смерть|, и ад |со всех| сторон.

Как видим, основным размером здесь является четырёхстопный ямб. Но в начале нечётных строк видим два ударных слога подряд. Они призваны сделать ритм более неровным, передать напряжение, динамику и звуки кипящей битвы.

Вот ещё один пример применения спондея тем же автором:

Теперь| моя| пора|: я не| люблю| весны;
Скучна| мне от|тепель;| вонь, грязь| – весной| я бо|лен;
Кровь бро|дит; чувст|ва, ум| тоско|ю стес|нены.
Суро|вою| зимой| я бо|лее| дово|лен…

«Осень (Отрывок)».

Спондаические стопы здесь создают резкие паузы, ритм словно спотыкается и застревает на одном месте. От этого образы кажутся более неприятными, отталкивающими, какими и хотел их показать поэт.

Михаил Юрьевич Лермонтов также использует спондеи в своих стихотворениях.

Мне мил |мой стыд!| он пра|во мне| даёт
Тебя| лобзать|, тебя| на миг| один
Отторг|нуть от |мучи|тельных| забот!
О нас|лаждай|ся! – ты| мой гос|подин!

«Склонись ко мне, красавец молодой…».

В этом отрывке следующие друг за другом ударные слоги придают речи настойчивость и убедительность. Аналогичное впечатление производят и следующие строки:

Хотя| певец |земли |родной
Не раз| уж пел| об нём,
Но песнь|–всё песнь|; а жизнь|–всё жизнь!
Он спит| послед|ним сном.

«Могила бойца».

С помощью спондаических стоп можно формировать мажорное настроение произведения. Это заметно в стихотворении Владимира Владимировича Маяковского «Наш марш». Вот отрывок этого произведения:

Радос|ти пей! |Пой!
В жилах| весна| разлита.
Сердце,| бей бой!
Грудь на|ша – медь| литавр.

Следует заметить, что спондей может быть не только вспомогательным элементом, с помощью которого авторы варьируют звучание и ритм своих стихотворений. На основе этой стопы могут создаваться и целые произведения. Это возможно из-за того, что русский язык изобилует односложными словами, различными краткими формами имён существительных, прилагательных и глаголов. Этим свойством языка ещё в XVIII веке воспользовался поэт-экспериментатор А. А. Ржевский. Вот стихотворение «Как я стал знать взор твой…», целиком написанное спондеем:

Как я| стал знать| взор твой,
С тех пор| мой дух |рвёт страсть;
С тех пор| весь сгиб| сон мой;
Стал знать| с тех пор |я власть.
Хоть сплю|, твой взор| зрю в сне,
И в сне| он дух| мой рвёт;
О, коль,| он мил|, ах, мне!
Но что| мне в том|, мой свет?
Он мил|, но я |лишь рвусь:
Как рвусь |я, ты |то знай.
Всяк час| я мил| быть тщусь;
Ты ж мне| хоть вздох| в мзду дай.

Следующее стихотворение принадлежит перу современной поэтессы. Оно, по признанию автора, является попыткой передать всю гамму эмоций, испытываемых человеком при встрече с диким животным.

Лес, ночь|, мрак, вой,
я сам| не свой,
страх вслед,| я – в крик,
звёзд свет, |жизнь – миг.

Бег со |всех ног,
в мозг Чёрт| и Бог,
как лань| я быстр,
в ствол лбом| – сонм искр.

Встал – волк,| свёл спазм,
взгляд двух |пар глаз
двух каст,| лиц (морд),
мой дух |стал твёрд.

Груз лап |с плеч сняв,
прочь шёл,| мне вняв,
зверь – царь| тех мест,
я сжал |свой крест.

«Волк», Надежда Лазебная.

Таким образом, мы видим, что спондаические стопы позволяют менять ритм стихотворения, передавать различные эмоции и управлять восприятием и впечатлениями читателя. Несмотря на то, что спондей относительно редко применяется в поэзии, он является ценным инструментом создания выразительного и оригинального произведения.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах