Спондей
В русской силлаботонике (системе стихосложения) принято выделять пять основных стихотворных метров. Это известные всем со школьной скамьи ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль. Предлагается, что при применении какого-либо из этих метров в нужном размере ударные и безударные слоги будут чередоваться в определенной последовательности. Например, если речь идёт о хорее, то за каждым ударным слогом будет следовать безударный. Такой строгий порядок формирует чёткий ритм, делает стихотворение стройным и предсказуемым. Но если автору стихотворения необходимо изобразить какую-то бурную деятельность, быструю смену событий или передать напряжение, яркую эмоцию, то такая размеренность не сыграет на руку. В этом случае потребуется большая экспрессия. Добиться её можно с помощью применения такого средства, как спондей.
Спондеем (от «spondeios» – «застольная песня, ритуальная песня при возлиянии») в Древней Греции назвали двухсложную стихотворную стопу, в которой оба слога были сильными, т. е произносящимися долго. В силлабо-тоническом стихосложении спондей считается разновидностью ямбической (либо хореической) стопы с двумя ударениями подряд. Интересно, М. В. Ломоносов полагал, что признаком правильного стихотворения является как раз таки отсутствие спондеев и других нарушений метра. Многие исследователи также отказывают спондею в праве называться самостоятельным метром, считая его редкой формой двухсложных метров.
Тем не менее спондаические стопы встречаются в различных произведениях русской поэзии. Одним из самых известных примеров употребления такой стопы является следующий отрывок из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Полтава»:
Швед, рус|ский – ко|лет, ру|бит, ре|жет.
Бой ба|рабан|ный, кли|ки, скре|жет,
Гром пу|шек, то|пот, ржа|нье, стон,
И смерть|, и ад |со всех| сторон.
Как видим, основным размером здесь является четырёхстопный ямб. Но в начале нечётных строк видим два ударных слога подряд. Они призваны сделать ритм более неровным, передать напряжение, динамику и звуки кипящей битвы.
Вот ещё один пример применения спондея тем же автором:
Теперь| моя| пора|: я не| люблю| весны;
Скучна| мне от|тепель;| вонь, грязь| – весной| я бо|лен;
Кровь бро|дит; чувст|ва, ум| тоско|ю стес|нены.
Суро|вою| зимой| я бо|лее| дово|лен…«Осень (Отрывок)».
Спондаические стопы здесь создают резкие паузы, ритм словно спотыкается и застревает на одном месте. От этого образы кажутся более неприятными, отталкивающими, какими и хотел их показать поэт.
Михаил Юрьевич Лермонтов также использует спондеи в своих стихотворениях.
Мне мил |мой стыд!| он пра|во мне| даёт
Тебя| лобзать|, тебя| на миг| один
Отторг|нуть от |мучи|тельных| забот!
О нас|лаждай|ся! – ты| мой гос|подин!«Склонись ко мне, красавец молодой…».
В этом отрывке следующие друг за другом ударные слоги придают речи настойчивость и убедительность. Аналогичное впечатление производят и следующие строки:
Хотя| певец |земли |родной
Не раз| уж пел| об нём,
Но песнь|–всё песнь|; а жизнь|–всё жизнь!
Он спит| послед|ним сном.«Могила бойца».
С помощью спондаических стоп можно формировать мажорное настроение произведения. Это заметно в стихотворении Владимира Владимировича Маяковского «Наш марш». Вот отрывок этого произведения:
Радос|ти пей! |Пой!
В жилах| весна| разлита.
Сердце,| бей бой!
Грудь на|ша – медь| литавр.
Следует заметить, что спондей может быть не только вспомогательным элементом, с помощью которого авторы варьируют звучание и ритм своих стихотворений. На основе этой стопы могут создаваться и целые произведения. Это возможно из-за того, что русский язык изобилует односложными словами, различными краткими формами имён существительных, прилагательных и глаголов. Этим свойством языка ещё в XVIII веке воспользовался поэт-экспериментатор А. А. Ржевский. Вот стихотворение «Как я стал знать взор твой…», целиком написанное спондеем:
Как я| стал знать| взор твой,
С тех пор| мой дух |рвёт страсть;
С тех пор| весь сгиб| сон мой;
Стал знать| с тех пор |я власть.
Хоть сплю|, твой взор| зрю в сне,
И в сне| он дух| мой рвёт;
О, коль,| он мил|, ах, мне!
Но что| мне в том|, мой свет?
Он мил|, но я |лишь рвусь:
Как рвусь |я, ты |то знай.
Всяк час| я мил| быть тщусь;
Ты ж мне| хоть вздох| в мзду дай.
Следующее стихотворение принадлежит перу современной поэтессы. Оно, по признанию автора, является попыткой передать всю гамму эмоций, испытываемых человеком при встрече с диким животным.
Лес, ночь|, мрак, вой,
я сам| не свой,
страх вслед,| я – в крик,
звёзд свет, |жизнь – миг.Бег со |всех ног,
в мозг Чёрт| и Бог,
как лань| я быстр,
в ствол лбом| – сонм искр.Встал – волк,| свёл спазм,
взгляд двух |пар глаз
двух каст,| лиц (морд),
мой дух |стал твёрд.Груз лап |с плеч сняв,
прочь шёл,| мне вняв,
зверь – царь| тех мест,
я сжал |свой крест.«Волк», Надежда Лазебная.
Таким образом, мы видим, что спондаические стопы позволяют менять ритм стихотворения, передавать различные эмоции и управлять восприятием и впечатлениями читателя. Несмотря на то, что спондей относительно редко применяется в поэзии, он является ценным инструментом создания выразительного и оригинального произведения.