«Свинья под Дубом» И. Крылов
Свинья под Дубом вековым Наелась жолудей до-сыта, до-отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. «Ведь это дереву вредит», Ей с Дубу ворон говорит: «Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». – «Пусть сохнет», говорит Свинья: «Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б жолуди: ведь я от них жирею». – «Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут: «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жолуди на мне растут». Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Анализ, мораль басни Крылова «Свинья под Дубом»
Басня «Свинья под Дубом» увидела свет в 1825 году, когда Иван Андреевич уже стал мэтром басенного жанра, имел награды за литературные заслуги и публиковался за рубежом. Но это никоим образом не повлияло на тщательность, энергию и внимание, с которыми он работал над словом, что подтверждается сличением и рукописей, и многочисленных изданий.
Развитие сюжета басни происходит в форме беседы трех персонажей – Дуба, Ворона и Свиньи. Такой малоприятный персонаж, как Свинья, стал идеальным воплощением осуждаемых автором недостатков. Образ Ворона, антипода Свиньи – способный к предвидению, вещий символ здравомыслия, но вряд ли его слова производят на героиню хоть какое-то впечатление. Дуб символизирует кормильца, источник благ.
Прелесть и непреходящая ценность басен Крылова – в их своеобразии и живом, цветистом языке. Он доступен даже детям. В тексте имеются архаизм «бранит», разговорное «не будь», «прок» в значении «польза», устаревшее «коль», «когда бы» в значении «если бы» («когда бы вверх могла…»), усечение местоимения «это» – «то», просторечные слова и обороты «с Дубу», «примолвил» в значении «добавил, дополнил», «глаза продравши», «жирею». Они гармонично вплетены в ткань стихотворения и добавляют басне народный колорит.
Частотность глаголов и глагольных форм в небольшом по объему произведении подчеркивает приоритет действия. Поэтому в басне сравнительно мало эпитетов – это «вековой дуб», «ученый труд», «неблагодарная», но имеются длинные ряды однородных сказуемых – «наелась …, выспалась, встала и …подрывать стала», «вижу, не пожалею, жирею», имеется и ряд однородных дополнений – бранит «науку и ученье, и …ученые труды». Среди других средств художественной выразительности: синонимы – «досыта, до отвала», эллипсис – «лишь были б (на нем) желуди», фразеологизм – «век его не будь».
Устаревший оборот «вкушать плоды» употребляется в переносном смысле, в контексте басни он приобретает значение «пользоваться результатами труда». Многочисленные примеры инверсии – «под Дубом вековым», подрывать у Дуба корни стала», «меня то не тревожит», «проку мало вижу я», «лишь были б желуди», «могла поднять ты рыло», «тебе бы видно было» – объясняются в основном необходимостью рифмовки.
Басня «Свинья под Дубом» обличает жадность, воинствующее невежество, неспособность выстроить простейшие причинно-следственные связи, узость кругозора и тупое самодовольство – ведь Свинья не понимает и не хочет понять, что ее кормит именно Дуб. Она видит и понимает исключительно собственную выгоду, жиреет здесь и сейчас, не думая о завтрашнем дне. Свинья буквально не видит дальше собственного носа. Отоспавшись и проголодавшись, она беспечно подрывает Дуб в надежде отыскать присыпанные землей желуди: ее алчность преодолевает здравый смысл.
Мудрый, повидавший жизнь поэт-патриот словами небольшой емкой басни призывает читателей просчитывать последствия своих поступков, какой бы необходимостью они не были продиктованы. Поэтому произведение необычайно актуально и сегодня, когда ради «крупных желудей» находятся желающие подрывать основы государственности, неспособные посмотреть наверх. Или когда бездумно, хищнически расходуются природные ресурсы. Автор подчеркивает, что невежда способен только разрушать, но никогда и ничего не способен создать.
Несмотря на упоминание о науке и ученых трудах, мораль басни гораздо шире. Иван Андреевич призывает уважению чужого труда независимо от того, связан он с наукой или нет. Необразованность, невежество автор приравнивает к серьезному физическому пороку – слепоте, которую человек, не желающий учиться, приобретает добровольно.