«Золотое слово» К. Бальмонт
Осень обещала: «Я озолочу»
А Зима сказала: «Как я захочу»
А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».
И Весна настала. Всюду кутерьма.Солнце золотится. Лютик – золотой.
Речка серебрится и шалит водой.
Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега.Там, где не достала, – лютик золотой,
Жёлтый одуванчик, – будет и седой.
Осень обещала. Помогла Весна.
Ну, Зима пропала, хоть была сильна.
Сборник «Зарево зорь» (1912). Раздел «Дочери ночи».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотое слово»
Стихотворение «Золотое слово» датируется 1912 годом – годом всероссийской славы Константина Дмитриевича. К этому времени талантливый увлекающийся поэт успел объездить полмира. Но, читая стихотворение, чувствуешь, что повидавшему заморские края поэту милы простые картинки родной природы.
Произведение относится к жанру пейзажной лирики: основным его поэтическим образом выступает природа. Оно включает такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «Осень обещала», «Зима сказала», «Весна сказала, помогла», «речка шалит, родилась», «солнце золотится» – помогают из сезонов года сформировать, как в сказке, полноценных персонажей стихотворения, недаром их названия написаны с заглавных букв;
- обращение – «Зима» – выделяет холодное время года как явление, которое надо преодолеть, победить, изжить;
- частицу и полузнаменательную лексику – «Ну-ка, ну…» – придающую изложению разговорный характер, а речи – приказной тон;
- парцелляцию (членение предложений) – «Весна сказала … И Весна настала», «…шалит водой. Родилась на воле…» – призванную выделить каждый короткий фрагмент;
- эллипсис – «лютик – (стал) золотой», «там – (вырос) лютик золотой» – делает изложение кратким и одновременно создает интонационные акценты;
- метафоры – «шалит водой», «стерла берега» – позволяют наглядно представить широкий речной разлив;
- ряды однородных членов предложения – «серебрится, шалит», «родилась, залила, затопила, стерла» – позволяют наглядно описать обилие воды, света, плеск волн, дуновение теплого ветра;
- эпитеты – «золотое слово», «седой одуванчик» – создают яркие образы, рисуют точную картину действительности;
- контекстуальные антонимы – «желтый – седой»;
- аллитерацию – «солнце золотится. Лютик – золотой», «Весна сказала: «Ну-ка, ну…» – однородные согласные создают желаемый звуковой акцент;
- инверсию – «Помогла Весна» – выделяющую ключевое слово – «Весна» – как ежегодное животворное чудо.
Обилие глаголов – их содержится по два почти в каждой строке – позволяет передать царящее в природе весеннее оживление. Метафорический смысл названия стихотворения («золотое» – значит ценное, веское, окончательное) – это могущество природы, преодолевающей холод и тление. Его символический подтекст – неотвратимость и постоянство жизненного цикла.
Простое, доступное даже ребенку стихотворение имеет важное философское наполнение: борьба сил природы иллюстрирует переменчивость бытия, относительность силы и бессилия.