Бессоюзие
Среди художественных приёмов, влияющих на выразительность речи, особое место занимает бессоюзие или асиндетон. Это средство относится к фигурам убавления, основанным на опущении какого-либо элемента речи. В данном случае речь идёт о многократном пропуске союзов, подразумевающихся в тексте, но неиспользованных. Фигура является противоположной многосоюзию (полисиндетону).
Бессоюзие в речи выполняет несколько важных функций. Благодаря тому, что в рамках одного отрезка речи оказывается сосредоточено несколько образов, текст приобретает динамичность, насыщенность. В сознании читателя формируется цельная картина, богатая деталями и красками. Прекрасные примеры реализации этой функции являются строки из произведений А. С. Пушкина:
Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц лёгкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.«Евгений Онегин», глава VII, строфа LI.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.«Евгений Онегин», глава VII, строфа XXXVIII.
Думается, что при наличии соединительных союзов между элементами повествования, картина приобрела бы совершенно иной вид. Вместо стремительного мелькания образов мы наблюдали бы постепенную смену декораций, но благодаря бессоюзию все описываемые предметы, сооружения и люди действительно «мелькают» перед мысленным взором читателя.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.«Полтава».
Благодаря опущению союзов (подразумевается соединительный союз «и») у читателя может сформироваться впечатление, что перечисляемые предметы, звуки и другие детали проносятся мимо него самого в безумном темпе, будто он сам участвует в этой страшной битве. Бессоюзие ускоряет ритм повествования, превращая стихотворение в стремительный поток образов.
Способность асиндетона придавать речи весомость и настойчивый тон использовал Уильям Шекспир в трагедии «Отелло». Вот как один из персонажей пьесы, Яго, убеждает влюблённого в замужнюю женщину дворянина Родриго затеять интригу против её мужа:
Разбуди её отца,
Помчись за Мавром, затрави счастливца,
Кричи, воспламени ее родню,
И, хоть живет он в странах плодородных,
Ты мухами его замучь; он счастлив,
А ты засыпь досадой это счастье,
Чтобы оно поблекло.Перевод М. Лозинского.
Бессоюзие делает его напутствия более вескими и настойчивыми.
Мечтой уношусь я к мечтам позабытым,
К холмам одиноким, дождями размытым,
К далёким, стооким, родимым планетам,
Что светят сквозь ветви таинственным светом.«Позабытое», К. Д. Бальмонт.
Звучная волна забытых сочетаний,
Шепчущий родник давно умолкших дней,
Стон утихнувших страданий,
Свет угаснувших огней,
С вами говорю в тени воспоминаний,
С вами я дышу и глубже, и полней!Вижу я цветы заброшенного сада,
Липы вековые, сосны, тополя.
Здесь навек остаться надо,
Здесь приветливы поля.
С сердцем говорит церковная ограда,
Кладбища родного мирная земля.«Резигнация», К. Д. Бальмонт.
В обоих этих стихотворениях автор использует бессоюзие, рисуя пейзажи своей мечты и милых сердцу мест. Любопытно, но здесь этот приём наоборот делает строки более спокойными, но богатыми образами. Отсутствие союзов как бы объединяет, сплавляет многочисленные детали в цельную гармоничную картину.
Многие современные поэты прибегают к асиндетону для усиления выразительности своих стихотворений. Вот несколько примеров произведений, содержащих бессоюзие:
Мимо грязных кликуш
И холеных селебрити,
Что галдят ни о чём –
Каблучищами гордыми
Льдом, песком, кирпичом,
Мостовыми, биллбордами,
Уношу, словно ком
Снежный – в горле – не выстою –
Как дитя под платком
Уносила Пречистая;«Тринадцать строф», Вера Полозкова.
Здесь бессоюзие способствует эффекту стремительной смены декораций вокруг лирической героини.
Лирика, лодка, быт…
Чёткость предсмертного почерка…
Что она там вопит
С фотопортрета Родченко?«Брик», Максим Кабир.
В этом отрывке с помощью асиндетона разнородные предметы становятся частями единого образа.
Mein Gott!
Вот густо-розовый какой коловорот,
скороговорок вороватый табор,
фольклорных оговорок a la Freud,
любви, разлуки, музыки, метафор!«Новые сведения о Карле и Кларе», Лев Лосев.
Этот фрагмент посредством применения бессоюзия превращается в фантасмагорию, напоминающую пушкинские образы. Но если в бессмертном «Евгении Онегине» вокруг читателя мелькали люди, дома, столбы и деревья, то Лев Лосев создаёт вихрь абстрактных понятий и чувств.
Итак, на примере различных стихотворений видим, что бессоюзие выполняет в художественной речи важную роль. С помощью этой фигуры текст становится более выразительным, динамичным и убедительным. Поэтому бессоюзие часто используется в ораторской речи и в повседневной жизни.