«Кокушка» А. Сумароков
Грач вырвался из рук, из города домой.
Кокушка говорит: «Скажи, дружочек мой,
Какая в городе молва о песнях наших?»
Он ей ответствует: «Из жителей там ваших
Прославлен соловей, о нем везде слова,
О нем великая там носится молва».
Кокушка говорит: «О жавронке известно?»
Грач ей: «И жавронка там пение прелестно».
Кокушка говорит: «Во славе ль там скворец?»
Грач ей: «И он у них известный там певец».
Кокушка говорит: «С тобой жила я дружно.
Для дружбы той скажи, что знать еще мне нужно,
Да только ничего, дружок, не утаи.
Какие речи там про песенки мои?»
Грач ей: «О том людей на речь не позывало,
Как будто бы тебя на свете не бывало».
Кокушка говорит: «Коль люди без ума,
Так я могу сплести хвалу себе сама».
Анализ басни А. П. Сумарокова «Кокушка»
В написании басен А. П. Сумароков был настоящим новатором. Их злободневное содержание в сочетании с ненавязчивой дидактичностью значительно повысило популярность этого жанра. К сожалению, острый язык поэта настроил против него многих современников и завел его в опалу. Дата написания басни «Кокушка» – 1759 год – говорит о заблаговременной подготовке поэтом басенных сборников, активно публиковавшихся им в период с 1762 по 1769 год.
В тексте басни А. П. Сумароков использует следующие средства художественной выразительности:
- лексический повтор – «о нем …слова, о нем молва…», «из рук, из города», «Грач ей» – трехкратное повторение этой формулы иллюстрирует неизменность позиции Грача;
- эпитеты – «великая молва», «известный певец»;
- инверсию – «о песнях наших», «из жителей там ваших», «про песенки мои»;
- метафору – «сплести хвалу»;
- сравнение – «не позывало, как будто …не бывало»;
- вопросно-ответную форму изложения сюжета;
- олицетворение – «носится молва»;
- эллипсис – «какая в городе (идет) молва», «пение (считается) прелестно», «вырвался из хозяйских) рук», «Грач ей (отвечает)».
В тексте находим устаревшую форму глагола «отвечает» – «ответствует», авторские неологизмы – «кокушка», «жавронок».
Оборот «на речь не позывало» имеет смысл «не было необходимости (позыва) говорить», а предлог «для» употребляется в значении «ради» – «ради дружбы». Но Кукушка явно лукавит, и ни о какой дружбе речь не идет – она использует сбежавшего из города Грача исключительно как информатора. Спесивое, снисходительное отношение Кукушки сквозит в обращении к собеседнику «дружочек мой», «дружок». Совершенно очевидно, что ее расспросы о популярности соловья, жаворонка и скворца являются лишь ширмой, прелюдией к вопросу о себе. На самом деле Кукушку не интересует ничто, кроме собственной персоны.
Перед тем, как задать волнующий ее вопрос, Кукушка даже делает предисловие, намекая Грачу на мифическую близость и желательность ответа. Но простодушный Грач говорит нелицеприятную правду.
Автор обличает агрессивную, воинствующую активность посредственностей и намекает на вторгающихся в литературу бездарных писателей, поэтов, которые не останавливаются ни перед чем в попытке прославиться. Ведь Кукушка и не находит нужным скрывать, что займется саморекламой.
Басня чрезвычайно актуальна в наши дни, когда множество людей стремятся высказаться в любом месте и любой ценой при том, что сказать им, по существу, нечего.