«Авангардная песнь» Ф. Глинка
Друзья! Враги грозят нам боем,
Уж села ближние в огне,
Уж Милорадович пред строем
Летает вихрем на коне.
Идем, идем, друзья, на бой!
Герой! нам смерть сладка с тобой.Зарделся блеск зари в лазури;
Как миг, исчезла ночи тень!
Гремит предвестник бранной бури,
Мы будем биться целый день.
Идем, идем, друзья, на бой!
Герой! нам смерть сладка с тобой.Друзья! Не ново нам с зарями
Бесстрашно в жаркий бой ходить,
Стоять весь день богатырями
И кровь врагов, как воду, лить!
Идем, идем, друзья, на бой!
Герой! нам смерть сладка с тобой.Пыль вьется, двинет враг с полками,
Но с нами вождь сердец – герой!
Он биться нам велит штыками,
Штыками крепок русский строй!
Идем, идем, друзья, на бой!
Герой! нам смерть сладка с тобой.Здесь Милорадович пред строем,
Над нами Бог, победа с ним;
Друзья, мы вихрем за героем
Вперед… умрем иль победим!
Идем, идем, друзья, на бой!
Герой! нам смерть сладка с тобой.Хор
Идем, идем, друзья, на бой!
Герой! нам смерть сладка с тобой.
1815 г.
Анализ стиха Ф. Глинки «Авангардная песнь»
Федор Николаевич начал военную карьеру довольно рано. Уже двадцатилетним юношей он участвовал в войне третьей коалиции под командованием М. А. Милорадовича. В начале Отечественной войны 1812 года он вновь воевал под началом прославленного военачальника. Стихотворение отражает события тех героических лет и восхищение авторитетным героическим командиром.
Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- риторические восклицания – «Друзья!», «Идем … на бой!», «Герой, «… исчезла ночи тень!», «не ново в бой ходить…!», «умрем иль победим!» – отражают великое воодушевление храброго, несмотря на молодость, офицера;
- инверсию – «села ближние», «зарделся блеск», «гремит предвестник», «двинет враг», «биться велит», формирующие метрику стиха;
- метафору – «сёла в огне», создающую акцент на разрушении, исчезновении всего созданного мирным трудом;
- сравнения – «летает вихрем», «исчезла, как миг», «лить кровь, как воду», «стоять богатырями» – яркие уподобления делают текст образным;
- лексический повтор – «идем, идем, друзья…», «биться штыками, штыками крепок строй» – позволяет выделить ключевые слова;
- обращения – «друзья», «герой» – адресуясь и к товарищам, и к командиру, лирический герой обозначает их неразрывную духовную связь;
- оксюморон – «смерть сладка» – отражает понятия о чести русского офицера – праве защиты Отчизны;
- синекдоху – «вождь сердец» – как знак личной, сердечной преданности, безграничного доверия;
- метонимию – «лазурь» – замена понятия его характерным признаком – цветом – позволяет особо выделить это качество, подчеркнуть красоту утреннего неба;
- эпитеты – «бранная буря», «жаркий бой»;
- перифраз – «предвестник бранной (военной) бури» – поэтическое название боевого барабана;
- ряд однородных членов предложения – «ходить, стоять, лить».
Авангардом называется часть войск, находящаяся впереди главных сил и первая входящая в столкновение с противником.
Произведение отражает молодой пыл и патриотические чувства лирического героя. Каждая строфа завершается вдохновляющим рефреном. Стремительность движений персонажей подчеркивается сравнением с вихрем – порывом ветра. Упоминание былинных богатырей – историческая отсылка к преемственности русской военной традиции и великой славе русского оружия.
Нельзя не вспомнить, что в ходе восстания 1825 года на Сенатской площади Милорадович был смертельно ранен декабристами, единомышленниками Федора Николаевича: по одной из версий – П. Г. Каховским.
Автор: Фёдор Глинка