Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«В лесу» И. Северянин

Холодным майским днем
Я в лес вошел. Валежник
Хрустел во мху. За пнем
Мне встретился подснежник.

О, девственный цветок –
Весенних грез предтеча!
В тебе я видеть мог
Прекрасное далече.

Мне вспомнилась она –
Подснежник увлечений.
Тогда была весна
И страсть без заточений.

Промчалось… Унеслось…
Подснежник сорван давний…
Хор чувств разноголос,
И сердце спит за ставней.

Но верю горячо,
Так искренне я верю,
Что свижусь с ней еще,
Верну свою потерю.

Недаром же за пнем
Расцвел опять подснежник…
Иду, обманут днем,
И жду… хрустит валежник.

1909 г.

Анализ стихотворения Северянина «В лесу»

Стихотворение «В лесу» было написано весной в 1909 года на мызе Ивановка, где часто гостил поэт. Обычная прогулка по лесу всколыхнула море воспоминаний, в вид скромного весеннего цветка создал ассоциативный ряд. Мотив разочарования лирического героя так звучен, что читателю кажется – произведение вышло из-под пера повидавшего жизнь человека. Между тем на момент написания стихотворения поэту исполнилось всего лишь 22 года.

Произведение не содержит ни намека на словесную игру, характерную для творческой манеры Игоря Васильевича – напротив, оно наполнено доходчивой музыкальностью – предложения коротки, а характер текста именной. Единственный авторский неологизм – субстантивированное наречие «далеко».

Стихотворение содержит следующие средства художественной выразительности:

  • инверсию, позволяющую интонационно подчеркнуть смысловую роль выделенного в сообщении слова «я в лес вошел» – «в лес», «весенних грез предтеча» – «грез», «я видеть мог», «была весна и страсть», «расцвел опять подснежник», «так искренне я верю»;
  • олицетворения – «встретился подснежник», «страсть без заточений (ограничений)», «сердце спит», «обманут днем», «хор чувств» (одновременно представляет собой синекдоху);
  • эпитеты – «девственный цветок», «весенние грезы», «прекрасное далече (прошлое)», «давний подснежник» (аллегория – автор подразумевает прошлые отношения);
  • умолчания «Промчалось…Унеслось… Подснежник сорван давний….» , «Иду и жду…», оформленные троеточиями;
  • метафоры – «спит за ставней», «подснежник увлечений»;
  • кольцо – «Но верю…, …я верю», обороты «валежник хрустел» – вначале, и «хрустит валежник» – в конце стихотворения;
  • эллипсис – «девственный цветок – (ты) весенних дней предтеча»;
  • обращение – «девственный (нетронутый) цветок»;
  • антитеза – «сердце спит – но верю»;
  • риторическое восклицание «О, весенних дней предтеча!»;
  • лексику высокого стиля – «предтеча», «грезы», «девственный»;
  • перифраз – «моя потеря»;
  • ряд однородных сказуемых – «верю, свижусь, верну, иду, жду»;
  • аллитерацию – «валежник хрустел во мху» – согласная «х» помогает передать хруст веток, «встретился подснежник», «сердце спит за ставней», «жду… хрустит валежник».

Частотность личных местоимений – «я» (встречается трижды), «мне» (встречается дважды), «в тебе», «она», «с ней» – придает тексту стихотворения доверительный, исповедальный оттенок. Поэт понимает, что может обмануться, но даже рад этому.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах