«Покраснела рябина…» С. Есенин
* * * Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.
Чудотворные мощи
Он принес на крылах.Край ты, край мой, родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
Ты поник головой.Встань, пришло исцеленье,
Навестил тебя Спас.
Лебединое пенье
Нежит радугу глаз.Дня закатного жертва
Искупила весь грех.
Новой свежестью ветра
Пахнет зреющий снег.Но незримые дрожди
Все теплей и теплей…
Помяну тебя в дождик
Я, Есенин Сергей.
1916 г.
Сборник «Голубень» (1918). Раздел «Златой посев».
Анализ стихотворения Есенина «Покраснела рябина…»
Идейно-образное содержание стихотворного текста 1916 г. – пример оригинального сочетания христианских, народных мифопоэтических и литературных мотивов, сосуществующих в рамках одного произведения. В многозначном и противоречивом «сплаве» кроется источник неповторимого очарования есенинской художественной манеры.
Полифоническое звучание авторских интонаций обусловлено сложностью проблематики: с волнением и сочувствием поэт говорит о главном – дорогой сердцу родине. Патриотическая тема одновременно развивается в двух направлениях. Первое посвящено идее богоизбранности крестьянской Руси, второе – ее загадочности, непостижимости, восходящей к иррациональному магическому началу.
Небольшая зарисовка, открывающая стихотворение, определяет основные колористические акценты пейзажа – красный и синий. Оба оттенка обладают богатой символикой: в православной иконописи они обозначают соответственно божественную любовь, высокую жертву и небесную правду, вечное духовное начало, спасение.
Если цветовые доминанты обнаруживают явную религиозную природу, структура образа месяца-всадника построена по принципам языческого антропоморфизма. Следующий персонаж – пример авторской трансформации традиционных представлений: мрак-лебедь первоначально ассоциируется с надвигающейся темнотой, однако прекрасная птица несет на крыльях светлое чудо, мощи святого – знаковый атрибут православного мировосприятия.
Обращение к родному краю звучит в двух центральных катренах. Образ Родины также олицетворяется и принимает облик пахаря и страдальца, былинного волшебника и воина Вольги. К чему призывает субъект речи своего персонажа? Он ждет от богатыря активных действий, соответствующих моменту. Лебедь принес благую весть о возрождении родной земли, которое стало возможным после нового явления Спаса и его искупительной жертвы.
Свежесть ветра, влажный снег, теплеющий воздух – приметы наступающей весны, упомянутые в финальных четверостишиях, обозначают не только грядущее пробуждение природы, но и духовное перерождение крестьянской Руси.
Лирический герой обещает поддержать процесс преображения почти неподвижного загадочного пространства в процветающий край, населенный счастливыми жителями. Субъекту речи отведена особая роль: он выступает пророком, посредником между небесными силами и миром смертных. Стремясь усилить позицию героя, в финальных строках автор соединяет лирическое «я» с собственной персоной.