«Угомонись, моя муза задорная…» Н. Некрасов
* * * Угомонись, моя муза задорная,
Сил нет работать тебе.
Родина милая, Русь святая, просторная
Вновь заплатила судьбе…Похорони меня с честью, разбитого
Недугом тяжким и злым.
Моего века, тревожно прожитого,
Словом не вспомни лихим.Верь, что во мне необъятно-безмерная
Крылась к народу любовь
И что застынет во мне теперь верная,
Чистая, русская кровь.Много, я знаю, найдется радетелей,
Все обо мне прокричат,
Жаль только, мало таких благодетелей,
Что погрустят да смолчат.Много истратят задора горячего
Все над могилой моей.
Родина милая, сына лежачего
Благослови, а не бей!... . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как человека забудь меня – частного,
Но как поэта – суди…И не боюсь я суда того строгого
Чист пред тобою я, мать.
В том лишь виновен, что многого, многого
Здесь мне не дали сказать…
Сентябрь 1876 г.
Анализ стихотворения Некрасова «Угомонись, моя муза задорная…»
Тема предназначения поэта и поэзии занимает важнейшее место в творчестве Некрасова. Множество его стихотворений разных лет посвящено Музе. Ее образ обрел особенные черты уже в произведении «Муза», написанном в 1852 году. Она не учила поэта гармонии, выступала в роли «печальной спутницы печальных бедняков», была «неласковой и нелюбимой», «плачущей, скорбящей и болящей». Ее главная заслуга:
…Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила.
Образ Музы, нарисованный в вышеупомянутом программном стихотворении, практически неизменным пройдет через все творчество Некрасова. К ней поэт зачастую обращается без лишних церемоний – то шутливо, то с легкой укоризной, то добродушно.
В сентябре 1876 года, за пару лет до смерти, будучи уже тяжело больным, Николай Алексеевич сделал набросок «Угомонись, моя Муза задорная…», который так и остался незавершенным. Лирический герой стихотворения, сопоставимый с самим Некрасовым, рассказывает о своем творческом пути. Произведение пропитано любовью к родной стране. В первых строках она называется милой родиной, Русью святой, просторной. Далее герой утверждает, что в сердце его «необъятно безразмерная крылась к народу любовь». Здесь Некрасов нисколько не лукавит. Гражданская лирика, принадлежащая перу Николая Алексеевича, проникнута состраданием и теплыми чувствами по отношению к простым людям. Видно, что поэт был совершенно искренен, что он сопереживал своим персонажам из народа. Герой рассматриваемого текста предсказывает:
Много, я знаю, найдется радетелей,
Все обо мне прокричат…
При жизни Некрасова творчество его воспринималось неоднозначно. Представители дворянства симпатий к лирике Николая Алексеевича не питали. Поэта осуждали и за прозаизм рифмовки, и за излишне горячую любовь к «униженным и оскорбленным» людям. При этом в крестьянской и рабочей среде некрасовские стихотворения пользовались большой популярностью.
В финале лирический герой просит Музу забыть его как человека частного и судить как поэта. Несправедливой кажется свойственная этим строкам просящая интонация. Частная жизнь Некрасова не шла вразрез с сочиняемой им поэзией. Да, Николай Алексеевич большую часть жизни нужды не испытывал, но для понимания тягот существования бедноты в Российской империи ему хватило нескольких лет, когда в молодости он был практически нищим из-за отказа отца оказывать материальную помощь.