Как писать стихи

Тактовик

Тактовик – это неоднозначное явление в русской поэзии. Одни исследователи считают, что этот тонический (то есть основанный на равенстве слогов в строке) размер присущ народному стихосложению, откуда он был заимствован поэтами XIX – XX вв. Существуют и те, кто не признаёт тактовик размером, видя в написанных им строках другие метры и формы. Рассмотрим, что представляет собой этот феномен.

Данный термин ввёл в обращение поэт и теоретик стиховедения Александр Павлович Квятковский в 1928 году. Разрабатывая свою «тактометрическую теорию», Квятковский представлял строку стихотворения в виде «контрольного ряда» постоянных отрезков речи – долей. В долю входили как озвучиваемые части текста, так и паузы. Под тактом теоретик понимал комплекс таких долей, собранных в одну стопу.

Позднее, уже в 1960-х годах, советский литературовед М. Л. Гаспаров занимался исследованием тактовика и дал ему следующее определение: «Это стих, в котором объём интервалов между сильными местами (Иктами) колеблется в диапазоне: 1-2-3 слога (реже 0-1-2 слога); пропуски ударений на сильных местах редки, зато в 3-сложных интервалах часты избыточные ударения на среднем слоге».

Истоки тактовика видятся в русской народной поэзии. В качестве примера рассмотрим прибаутку, короткий забавный стих для детей.

Божья коровка,    ! _ _ ! _
Полети на небо,    _ _ ! _ ! _
Принеси нам хлеба,    _ _ ! _ ! _
Чёрного и белого,    ! _ _ _ ! _ _
Только не горелого.    ! _ _ _ ! _ _

Справа представлена схема строк этого произведения (Условные обозначения для схемы: «!» – ударный слог, «_» – безударный слог). Как видим, между ударными слогами находятся безударные интервалы разной длины, однако текст всё равно обладает выраженным ритмом и мелодичностью.

Некоторые исследователи считают, что попытки использования форм, напоминающих тактовик, с целью имитировать народное стихосложение предпринимались ещё поэтами Золотого века. Например, Александр Сергеевич Пушкин в своих сказках, Михаил Юрьевич Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Александр Петрович Сумароков в «Хорах по превратному свету» и другие авторы применяют похожие на тактовик строфы, подражая напевному фольклорному стиху. Вот пример из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, где хорошо заметен такой приём:

Вот пошёл он к синему морю;    ! _ ! _ ! _ _ ! _
Видит, — море слегка разыгралось.    ! _ ! _ _ ! _ _ ! _
Стал он кликать золотую рыбку,    ! _ !_ _ _ ! _ ! _
Приплыла к нему рыбка и спросила:    _ _ ! _ ! !_ _ _ ! _
«Чего тебе надобно, старче?»    _ ! _ ! ! _ _ ! _
Ей с поклоном старик отвечает:    ! _ ! _ _ ! _ _ ! _
«Смилуйся, государыня рыбка,    ! _ _ _ _ ! _ _ ! _
Разбранила меня моя старуха,    _ _ ! _ _ ! _ ! _ !_
Не даёт старику мне покою…    _ _ ! _ _ ! ! _ !_

Представив эти строки в виде схемы, снова увидим, что порядок чередования ударных и безударных слогов не похож ни на один из метров силлаботоники. Строфы тактовика здесь действительно напоминают старинное народное придание, при этом отличаются ритмичностью и певучестью.

А. П. Квятковский и группа поэтов-конструктивистов (И. Л. Сельвинский, В. А. Луговской и др.) внесли большой вклад в развитие особой «тактовиковой» манеры декламировать стихи. Вот несколько примеров из произведений этих авторов, написанных этим размером:

Если б сумерками    ! _ ! _ _ _
Звёзды выбежали    ! _ ! _ _ _
Перемигиваться    _ _ ! _ _ _
У пруда,    _ _ !

Мы фонариками    ! _ ! _ _ _
Электрическими    _ _ ! _ _ _
Им подсвечивали    ! _ ! _ _ _
бы тогда.    ! _ !

«Если б сумерками…», А. П. Квятковский.

Читаю Шопенгауэра. Старик,    _ ! _ _ _ ! _ _ _ _ !
Грустя, считает женскую природу    _ ! _ ! _ ! _ _ _ ! _
Трагической. Философ ошибался:    _ ! _ _ _ ! _ _ _ ! _
В нём говорил отец, а не мудрец,    ! _ _ ! _ ! _ _ _ !
По мне, она скорей философична.    _ ! _ ! _ ! _ _ _ ! _

«Какое в женщине богатство!», И. Л. Сельвинский.

Широкое распространение тактовик получил в среде поэтов Серебряного века, символистов, акмеистов, футуристов и других. Рассмотрим со схемами несколько отрывков из стихотворений классиков этой эпохи.

У берега зелёного на малой могиле    _ ! _ _ _ ! _ _ _ ! _ _ ! _
В праздник Благовещенья пели псалом.    ! _ _ _ ! _ _ ! _ _ !
Белые священники с улыбкой хоронили    ! _ _ ! _ _ _ ! _ _ _ ! _
Маленькую девочку в платье голубом.    ! _ _ _ _ ! _ _ ! _ _ _ !
Все онипомощью Вышнего Веления —    ! _ ! ! _ _ ! _ _ _ ! _ _
В крове бога Небесного Отца расцвели    ! _ ! _ _ ! _ _ _ ! _ ! _
И тихонько возносили к небу курения,    _ _ ! _ _ _ ! _ ! _ _ ! _ _
Будто не с кадильницы, а с зелёной земли.    ! _ _ _ ! _ _ _ _ ! _ _ !

«У берега зелёного на малой могиле…», А. А. Блок.

У меня длинное, длинное чёрное платье,    _ _ ! ! _ _ ! _ _ ! _ _ ! _
я сижу низко, лицом к камину.    _ _ ! ! _ _ ! _ ! _
В камине, в одном углу, чёрные дрова,    _ ! _ _ !_ ! ! _ _ _ !
меж ними чуть бродит вялое пламя.    _ ! _ _ ! _ ! _ _ ! _
Позади, за окном, сумерки,    _ _ ! _ _ ! ! _ _
весенние, снежные, розово-синие.    _ ! _ _ ! _ _ ! _ _ ! _ _
С края небес подымается большая луна…    ! _ ! _ _ ! _ _ ! _ _ _ !

«Тема для стихотворения», З. Н. Гиппиус.

Таким образом, тактовик представляет собой интересное явление для русской поэзии. С одной стороны, он формирует непривычный неровный ритм. С другой, создаёт новые интересные интонации, расставляет паузы, привлекающие внимание и придающие поэтическому тексту эмоциональность и выразительность. Этот размер обнаруживается в различных жанрах русской поэзии и может быть использован современными авторами.




Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах