Тактовик
Тактовик – это неоднозначное явление в русской поэзии. Одни исследователи считают, что этот тонический (то есть основанный на равенстве слогов в строке) размер присущ народному стихосложению, откуда он был заимствован поэтами XIX – XX вв. Существуют и те, кто не признаёт тактовик размером, видя в написанных им строках другие метры и формы. Рассмотрим, что представляет собой этот феномен.
Данный термин ввёл в обращение поэт и теоретик стиховедения Александр Павлович Квятковский в 1928 году. Разрабатывая свою «тактометрическую теорию», Квятковский представлял строку стихотворения в виде «контрольного ряда» постоянных отрезков речи – долей. В долю входили как озвучиваемые части текста, так и паузы. Под тактом теоретик понимал комплекс таких долей, собранных в одну стопу.
Позднее, уже в 1960-х годах, советский литературовед М. Л. Гаспаров занимался исследованием тактовика и дал ему следующее определение: «Это стих, в котором объём интервалов между сильными местами (Иктами) колеблется в диапазоне: 1-2-3 слога (реже 0-1-2 слога); пропуски ударений на сильных местах редки, зато в 3-сложных интервалах часты избыточные ударения на среднем слоге».
Истоки тактовика видятся в русской народной поэзии. В качестве примера рассмотрим прибаутку, короткий забавный стих для детей.
Божья коровка, ! _ _ ! _
Полети на небо, _ _ ! _ ! _
Принеси нам хлеба, _ _ ! _ ! _
Чёрного и белого, ! _ _ _ ! _ _
Только не горелого. ! _ _ _ ! _ _
Справа представлена схема строк этого произведения (Условные обозначения для схемы: «!» – ударный слог, «_» – безударный слог). Как видим, между ударными слогами находятся безударные интервалы разной длины, однако текст всё равно обладает выраженным ритмом и мелодичностью.
Некоторые исследователи считают, что попытки использования форм, напоминающих тактовик, с целью имитировать народное стихосложение предпринимались ещё поэтами Золотого века. Например, Александр Сергеевич Пушкин в своих сказках, Михаил Юрьевич Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Александр Петрович Сумароков в «Хорах по превратному свету» и другие авторы применяют похожие на тактовик строфы, подражая напевному фольклорному стиху. Вот пример из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, где хорошо заметен такой приём:
Вот пошёл он к синему морю; ! _ ! _ ! _ _ ! _
Видит, – море слегка разыгралось. ! _ ! _ _ ! _ _ ! _
Стал он кликать золотую рыбку, ! _ !_ _ _ ! _ ! _
Приплыла к нему рыбка и спросила: _ _ ! _ ! !_ _ _ ! _
«Чего тебе надобно, старче?» _ ! _ ! ! _ _ ! _
Ей с поклоном старик отвечает: ! _ ! _ _ ! _ _ ! _
«Смилуйся, государыня рыбка, ! _ _ _ _ ! _ _ ! _
Разбранила меня моя старуха, _ _ ! _ _ ! _ ! _ !_
Не даёт старику мне покою… _ _ ! _ _ ! ! _ !_
Представив эти строки в виде схемы, снова увидим, что порядок чередования ударных и безударных слогов не похож ни на один из метров силлаботоники. Строфы тактовика здесь действительно напоминают старинное народное придание, при этом отличаются ритмичностью и певучестью.
А. П. Квятковский и группа поэтов-конструктивистов (И. Л. Сельвинский, В. А. Луговской и др.) внесли большой вклад в развитие особой «тактовиковой» манеры декламировать стихи. Вот несколько примеров из произведений этих авторов, написанных этим размером:
Если б сумерками ! _ ! _ _ _
Звёзды выбежали ! _ ! _ _ _
Перемигиваться _ _ ! _ _ _
У пруда, _ _ !Мы фонариками ! _ ! _ _ _
Электрическими _ _ ! _ _ _
Им подсвечивали ! _ ! _ _ _
бы тогда. ! _ !«Если б сумерками…», А. П. Квятковский.
Читаю Шопенгауэра. Старик, _ ! _ _ _ ! _ _ _ _ !
Грустя, считает женскую природу _ ! _ ! _ ! _ _ _ ! _
Трагической. Философ ошибался: _ ! _ _ _ ! _ _ _ ! _
В нём говорил отец, а не мудрец, ! _ _ ! _ ! _ _ _ !
По мне, она скорей философична. _ ! _ ! _ ! _ _ _ ! _«Какое в женщине богатство!», И. Л. Сельвинский.
Широкое распространение тактовик получил в среде поэтов Серебряного века, символистов, акмеистов, футуристов и других. Рассмотрим со схемами несколько отрывков из стихотворений классиков этой эпохи.
У берега зелёного на малой могиле _ ! _ _ _ ! _ _ _ ! _ _ ! _
В праздник Благовещенья пели псалом. ! _ _ _ ! _ _ ! _ _ !
Белые священники с улыбкой хоронили ! _ _ ! _ _ _ ! _ _ _ ! _
Маленькую девочку в платье голубом. ! _ _ _ _ ! _ _ ! _ _ _ !
Все они – помощью Вышнего Веления – ! _ ! ! _ _ ! _ _ _ ! _ _
В крове бога Небесного Отца расцвели ! _ ! _ _ ! _ _ _ ! _ ! _
И тихонько возносили к небу курения, _ _ ! _ _ _ ! _ ! _ _ ! _ _
Будто не с кадильницы, а с зелёной земли. ! _ _ _ ! _ _ _ _ ! _ _ !«У берега зелёного на малой могиле…», А. А. Блок.
У меня длинное, длинное чёрное платье, _ _ ! ! _ _ ! _ _ ! _ _ ! _
я сижу низко, лицом к камину. _ _ ! ! _ _ ! _ ! _
В камине, в одном углу, чёрные дрова, _ ! _ _ !_ ! ! _ _ _ !
меж ними чуть бродит вялое пламя. _ ! _ _ ! _ ! _ _ ! _
Позади, за окном, сумерки, _ _ ! _ _ ! ! _ _
весенние, снежные, розово-синие. _ ! _ _ ! _ _ ! _ _ ! _ _
С края небес подымается большая луна… ! _ ! _ _ ! _ _ ! _ _ _ !«Тема для стихотворения», З. Н. Гиппиус.
Таким образом, тактовик представляет собой интересное явление для русской поэзии. С одной стороны, он формирует непривычный неровный ритм. С другой, создаёт новые интересные интонации, расставляет паузы, привлекающие внимание и придающие поэтическому тексту эмоциональность и выразительность. Этот размер обнаруживается в различных жанрах русской поэзии и может быть использован современными авторами.