«Моя мечта» В. Брюсов
Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной,
Ей чужд покой окованных рабынь,
Ей скучен путь проложенный и мерный.
Но, встретив Холм Покинутых Святынь,
Она дрожит в тревоге суеверной,
Стоит, глядит, не шелохнет травой,
И прочь идет с поникшей головой.
23 июня 1895 г.
Сборник «Chefs d’oeuvre», цикл «Холм покинутых святынь».
Анализ стихотворения Брюсова «Моя мечта»
Короткое стихотворение «Моя мечта» открывает цикл «Холм покинутых святынь» сборника «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Дата создания – 23 июня 1895 года. Произведение состоит из восьми строк, способ рифмовки можно представить в виде схемы abababcc, можно сказать, что рифма сочетается с парной. «Моя мечта» написана пятистопным ямбом.
Исследователи лирики Валерия Яковлевича Брюсова отмечают, что в сборнике «Шедевры» отразилось стремление поэта отрешиться от общества. Это произведение является ярким примером этой тяги к одиночеству. В нём автор рассуждает о том, какова его мечта. Чтобы раскрыть этот образ Брюсов использует приём персонификация, то есть поэт придаёт неодушевлённой вещи (в данном случае явлению, состоянию) черты живого существа.
Мечта согласно словарному определению – это присущий человеку вид воображения, устрёмленный в будущее; это процесс конструирования образов желаемого. В произведении же мечта предстаёт в виде молодой женщины. Говоря о первого лица, поэт рассказывает о ней, добавляя новые детали к её образу.
Из первых четырёх строк мы узнаём о характере героини:
Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной.
Ей чужд покой окованных рабынь,
Ей скучен путь проложенный и мерный.
Как следует из этого отрывка, у мечты Валерия Яковлевича есть предпочтения: ей нравятся открытые просторы – пустыни и степи. Она пренебрегает проторёнными дорогами и размеренным существованием в строгих рамках. Поэт использует анафору, чтобы подчеркнуть, как далека она от общепринятых стандартов.
Сам выбор слов в этих строках показывает, что поэт избегает тривиальностей и жёстких правил и рамок. Он не боится экспериментировать с языком. В тексте стихотворения мы видим архаичное выражение «ей люб», встречаем неожиданное словосочетание («кругозор пустынь»). Можно предположить, что поэт имел в виду простор, но употребление слова «кругозор» в таком значении только добавляет своеобразия слогу.
Интересны и эпитеты, которые автор использует для описания своей героини. Мы встречаем яркую антитезу «вольная серна» – «окованные рабыни». Оригинален и эпитет «путь проложенный и мерный», вызывающий смешанные чувства: с одной стороны, этот образ действительно выглядит скучным, но с другой – «мерный», созвучное слову «верный», указывает, что, возможно, это не такой уж плохой выбор.
И вот во второй части стихотворения мы обнаруживаем нечто, способное укротить своевольную мечту. Героиня приходит к Холму Покинутых Святынь, один вид которого заставляет его опустить голову. Поэт не даёт объяснения, что же это за место, но представляется, что в виду имеется некий памятник, напоминающий о бренности всего сущего. Мысль о том, что самые смелые начинания в конце концов исчезнут бесследно вызывает в героине трепет, усиленный градацией («дрожит, …, стоит, глядит, не шелохнёт…»), и она поворачивает назад.