Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Акцентный стих

В конце XIX – начале XX веков в русской поэзии начинают активно разрабатываться нетривиальные формы стихосложения. Привычная силлабо-тоническая система постепенно сменяется чисто тонической. Широкое распространение получают такие размеры, как дольник, тактовик и акцентный стих. Последний представляет собой особенно интересное явление. Рассмотрим, что такое акцентный стих и чем он отличается от других размеров.

Термин «акцентный стих» (иногда встречается понятие «ударник») происходит от латинского слова «accentus», которое переводится как «ударение». Именно ударение является ключевым параметром для этой формы стихосложения. Как и для тактовика, для акцентного стиха характерно равенство ударений в каждой строке стихотворения. Но безударных слогов может быть произвольное количество. Если в тактовике это число, как правило, не превышает трёх, то в акцентном стихе безударных слогов может быть гораздо больше, до четырёх-пяти и более.

Важный признак акцентного стиха – наличие рифмы. Если строки произведения, написанного этим размером, не рифмованы, то такой стих называют свободным или верлибром.

Считается, что в основе акцентного стиха лежит раёшный стих, использовавшийся в XVII – XVIII веках в прибаутках, балаганных стихах, подписях к лубочным картинкам и т. д. Характерной чертой раёшного стиха была парная рифма. Вот один из таких припевов-прибауток:

Чудак покойник:    U – U – U
Умер во вторник,    – U U – U
В среду хоронить,    – U U U –
А он поехал боронить.    U U U U – U U U –

Из сборника «Пословицы русского народа», В. И. Даль.

Как видим, количество безударных слогов в стихах разное, в то время как ударных – одно и то же (кроме последней строки). Благодаря этому «неровные» строки вместе звучат гармонично.

Это свойство использовал А. С. Пушкин в своём произведении «Сказка о попе и работнике его Балде», благодаря чему повествование так напоминает скоморошескую песню.

Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти…

Если представить эти строки в виде схемы, также увидим в них признаки акцентного стиха:

U U U – U – U U –
– U U U – U U –
– U U U U U – U – U
U U – U – U U U – U

Вот ещё пример из этого же произведения:

А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

U U – U U – U U U U – U
U U – U U U – U U U – U

В эпоху Золотого века русской поэзии акцентный стих не имел большого распространения. Обычно им писали только произведения, подражающие народным стихам или имитирующие фольклор. Зато уже в конце XIX века интерес к старинным формам стихосложения побудил поэтов-экспериментаторов обратить внимание и на акцентный стих. Так, например, большим поклонником этой формы был В. В. Маяковский. Множество его произведений написано именно акцентным стихом. Вот отрывки некоторых из них:

Вашу мысль,    – U –
мечтающую на размягчённом мозгу,    U – U U U U U U – U U –
как выжиревший лакей на засаленной    U – U U U U – U U – U U
кушетке,    U – U
буду дразнить об окровавленный сердца    U U U – U U U – U U – U
лоскут:    U –
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.    – U U U U U – U U – U U – U

«Облако в штанах».

Девушка пугливо куталась в болото,    – U U U – U – U U U – U
ширились зловеще лягушечьи мотивы,    – U U U – U U – U U U – U
в рельсах колебался рыжеватый кто-то,    – U U U – U U U – U – U
и упорно в буклях проходили локомотивы.    U U – U – U U U – U U U U – U

«Любовь»

Я, выколачивающий из строчек штаны, –    – U U – U U U U U – U U –
конечно, как начинающий, не очень часто,    U – U U U U – U U U – U – U
я – ещё и российский гражданин,    – U – U U – U U U –
беззаветно чтущий и чиновника и участок.    U U – U – U U U – U U U U – U

«Внимательное отношение к взяточникам».

Исследуя эти фрагменты, можем заметить, что применяемый здесь акцентный стих неустойчив. В произведении могут встречаться как продолжительные безударные интервалы в 4-5 слогов, так и обнаруживаться менее долгие интервалы.

Также обратим внимание, что во всех отрывках имеется выраженная рифма. Многие авторы вслед за Маяковским считали этот элемент одним из наиболее важных признаков стихотворения.

Вот ещё несколько отрывков из произведений выдающихся поэтов Серебряного века:

А так соблазнительно в тёплые лапки    U U U U – U U – U U – U
Уткнуться губами, дрожа,    U – U U – U U –
И слушать, как шёлково-мягкие тряпки    U – U U – U U U U U – U
Шуршат, словно листьев осенних охапки    U – U U – U U U U – U
Под мягкою рысью ежа.    U – U U – U U –

«Городской романс», Саша Чёрный.

Листья, цвет и ветки –    – U – U – U
Всё заключено в одной почке.    – U U U – U U – U
Круги за кругами сеткой    U – U U – U – U
Суживаются до маленькой точки.    – U U U U U – U U – U
Крутящийся книзу голубь    U – U U – U – U
Знает, где ему опуститься.    – U – U U U U – U
Когда сердце делается совершенно голым,    U U U U – U U U U U – U – U
Видно, из-за чего ему биться.    – U U U U – U U – U

«Листья, цвет и ветки…», В. А. Кузмин.

В XX веке акцентный стих в своём творчестве применяли такие поэты, как Андрей Белый, Г. Ф. Шершеневич, С. А. Есенин, З. Н. Гиппиус, И. А. Бродский и др. В настоящее время этот размер встречается в текстах рэп-исполнителей, молодых поэтов-новаторов, где чаще смешивается с тактовиком.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах