Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Михаил Ломоносов

«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» М. Ломоносов

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.

Анализ стихотворения Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

Стихотворение написано летом 1761 года. Для Михаила Васильевича, который является ученым-энциклопедистом, выдающимся мыслителем и настоящим патриотом, поводами для философских обобщений служили не только небесные светила и масштабные исторические события, но, как видно, и создания живой природы. Причем часто облекал он их в стихотворную форму.

Стихотворение, как и следует из его названия, написано в дороге, в редкую минуту досуга, умудренным жизнью человеком, утомленным хлопотами по университетским делам. Считается, что оно является вольным переложением анакреонтического стиха. Но в нем читается преимущественно сожаление и усталость. Поэта тяготит зависимость, в том числе материальная, от двора, необходимость общения с недалекими и жадными царедворцами.

Средства художественной выразительности, использованные автором: инверсия – «кузнечик дорогой», «у многих ты в глазах»; метафоры – «одарен счастьем», «ангел во плоти»; риторические восклицания – «Коль больше … ты …одарен!», «…ты бесплотен!»; антитеза – «ты …тварь, но … ты царь»; эллипсис – «препровождаешь – проводишь – (ты) жизнь»; лексический повтор – «ты блажен, ты … одарен, ты тварь, ты…царь, ты ангел, ты бесплотен, ты скачешь…», «коль много…, коль больше»; синтаксический параллелизм – «не просишь ни о чем, не должен никому»; эпитеты – «дорогой кузнечик», «медвяная роса (липкая сладкая жидкость, выделяемая листьями)», «презренна тварь». Заметим, что слово «тварь» не имеет негативной коннотации, а употребляется в значении «живое существо, творение, создание».

Эпитет «блажен» контексте стихотворения приобретает значение «счастлив». К лексике высокого стиля можно отнести усечение «пред» – «перед», а к разговорной – искажение падежной формы «в дому». В тексте много устаревших оборотов, требующих пояснения: «коль много» – в значении «как, насколько»; «коль больше» – «насколько (же) больше».

Длинный ряд однородных сказуемых призван всесторонне описать жизнь веселого кузнечика – «скачешь, поешь, свободен, беззаботен, видишь, не просишь, не должен». Он же описывает все, что недоступно самому автору.

Можно сказать, маститый ученый в минуту уныния завидует беззаботному кузнечику. В отличие от него, кузнечик довольствуется тем, что имеет, живет одним днем. Такая жизнь заповедана и человеку, но он не в состоянии достичь гармонии, которая доступна насекомому – «ты перед нами царь!» Последний стих оригинален и автобиографичен – заботы разного рода тяготили Михаила Васильевича до последних дней.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений

Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.

Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах