Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Эпиграмма

Существует стереотип, что классическая поэзия ограничивается небольшим набором тем и жанров. Согласно ему, знаменитые поэты только и знали, что писать возвышенные вирши о неразделённой любви, самоотверженной дружбе, преданности Родине или, на худой конец, красоте русской природы. Однако распространены были и колкие сатирические произведения, в резкой манере высмеивающие какого-либо человека, группу людей или общественное явление. Такие стихотворения назывались эпиграммами. Рассмотрим, что представляет собой этот жанр, и попробуем проследить историю его развития на примере известных произведений.

Греческое слово «epigramma», происходящее от «epi» – «над» и «grapho» – «пишу», переводится буквально как «надпись». Первоначально так называли подпись, высеченную на надгробии, памятнике или изваянии, обращённую к божеству или выдающемуся человеку. Обычно такие посвящения имели торжественный характер, но поздее стали приобретать иную направленность. Появились описательные, любовные, наставительные, сатирические эпиграммы, которые были обращены уже к конкретному лицу или событию. Традиционно эти произведения писали элегическим дистихом или ямбом, иногда прибегали к другим размерам. Наиболее известны философские эпиграммы Платона, а также творения Анакреонта, Сафо, Акслепиада и др.

В I веке нашей эры благодаря своим сатирическим стихотворениями прославился римский поэт Марциал. Именно через его творчество жанр вошёл в европейскую поэзию XVIII – XIX веков. Авторы Нового времени усвоили его понимание эпиграммы как краткого насмешливого произведения. Подобные стихи писали Роберт Бёрнс, Жан-Батист Руссо, Вольтер, Жан де Лафонтен, Генрих Гейне и другие поэты. Для многих из них эпиграмма стала способом выражения эмоций по поводу политических событий, злободневных ситуаций, конфликтов с идеологическими противниками.

Исследователи считают, что в русской поэзии эпиграмма появилась уже в XVII веке. Произведения в этом жанре обнаруживаются в творчестве таких авторов, как Феофан Прокопович, Антиох Кантемир, Симеон Полоцкий и др. В XVIII столетии эпиграммы выходили из-под пера М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского. Признанным мастером жанра этого периода считается А. П. Сумароков. Вот одно из его произведений:

Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтеньи меньше ног.

«Эпиграмма».

Золотой век русской поэзии знаменовал новый этап в развитии эпиграммы. Теперь короткие сатирические стихи записывают в альбомы и читают в модных салонах. Эпиграммы можно найти среди произведений В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, В. Л. Пушкина. Знамениты своими сатирическими обличительными произведениями А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев и др. Эпиграммы этого времени имели дидактический характер, высмеивали человеческие пороки, нередко становились орудием в политической борьбе. Ниже несколько произведений, направленных против известных деятелей политики:

Бранись, ворчи, болван болванов,
Ты не дождёшься, друг мой Ланов,
Пощёчин от руки моей.
Твоя торжественная рожа
На бабье гузно так похожа,
Что только просит киселей.

«На Ланова», А. С. Пушкин.

И. Н. Ланов служил в управлении колониями и имел чин статского советника. Был сослуживцем Александра Сергеевича в Кишинёве и постоянно конфликтовал с ним из-за недостаточно почтительного, по мнению Ланова, отношения поэта к своей персоне. А вот стихи, обращённые к самому императору:

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

«На Александра I».

Эпиграммы широко использовались в литературных «сражениях». С их помощью поэты обменивались колкостями, облекая недовольство друг другом в остроумные стихи.

Твой список послужной и оды,
Хвостов! доказывают нам,
Что ты на перекор природы
Причелся к графам и певцам.

«Твой список послужной и оды…», П. А. Вяземский.

Д. И. Хвостов – государственный деятель, тайный советник и поэт. Заслужил неприязнь современников из-за низкой художественной ценности своих произведений, графоманства и очевидного покровительства властей.

С середины XIX века поэтов стали больше волновать общественно-значимые проблемы – цензура, бюрократия, взяточничество и т. д.:

Давно известная всем дура —
Неугомонная цензура
Кой-как питает нашу плоть —
Благослови её господь!

«Давно всем известная дура…», Ф. И. Тютчев.

«Кто там?» – «Я истина». – «Назад!
В вас наша пресса не нуждается».
– «Я честность!» – «Вон!» – «Я разум!» – «Брат,
Иди ты прочь: вход запрещается.
Ты кто такая?» – «Пропусти
Без разговоров. Я – субсидия!..»
– «А, вы у нас в большой чести:
Вас пропущу во всяком виде я!»

«У входа в прессу», Д. Д. Минаев.

В XX столетии жанр растерял популярность. В это время к нему обращались такие немногие авторы, как В. В. Маяковский, С. Я. Маршак, Демьян Бедный и др.

Подмяв моих комедий глыбы,
сидит Главрепертком Гандурин.
— А вы ноктюрн сыграть могли бы
на этой треснувшей бандуре?

«Гандурину», В. В. Маяковский.

К. Д. Гандурин – председатель Комитета по контролю за репертуаром, главного органа цензуры, требовавший от поэта менять содержание своих произведений.

Красноречив. Скрывать не хочет
Ошибки прежние свои.
И преподносит девять точек,
Не ставя ни одной над и.

«М. Козаков», А. Г. Архангельский.

М. Э. Козаков – советский прозаик и драматург.

В современное время к жанру эпиграммы прибегают сравнительно редко. Подобные произведения встречаются в творчестве В. И. Гафта, Ю. А. Лопусова и некоторых других поэтов.

Зачем ты, Миша, так орёшь,
Давно ограбленный еврей?
Ты Д’Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты – плебей.

«М. Боярскому», В. И. Гафт.


Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах