«Надписи к статуе Петра Великого» М. Ломоносов
Надпись 1
к статуе Петра ВеликогоСе образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру, простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И словом, се есть Петр, отечества Отец;
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.Надпись 2
к той жеЕлисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.Надпись 3
к той жеМеталл, что пламенем на брани устрашает,
В Петрове граде се россиян утешает,
Изобразив в себе лица его черты;
Но если бы его душевны красоты
Изобразить могло притом раченье наше,
То был бы образ сей всего на свете краше.Надпись 4
к той жеЗваянным образам, что в древни времена
Героям ставили за славные походы,
Невежеством веков честь божеска дана,
И чтили жертвой их последовавши роды,
Что вера правая творить всегда претит.
Но вам простительно, о поздые потомки,
Когда услышав вы дела Петровы громки
Поставите олтарь пред сей геройский вид;
Мы вас давно своим примером оправдали:
Чудясь делам его, превысшим смертных сил,
Не верили, что он един от смертных был,
Но в жизнь его уже за бога почитали.Надпись 5
к той жеГремящие по всем концам земным победы,
И россов чрез весь свет торжествовавших следы,
Собрание наук, исправленны суды,
Пременное в реках течение воды,
Покрытый флотом понт, среди волн грады новы
И прочие дела увидев смерть Петровы
Рекла: «Сей человек предел мой нарушил
И доле в мире сем Мафусаила жил».
Так лета по делам считая, возгласила
И в гроб великого сего героя скрыла.
Но образом его красуется сей град.
Взирая на него, Перс, Турок, Гот, Сармат
Величеству лица геройского чудится
И мертвого в меди бесчувственной страшится.
Между 1743 и 1747 гг.
Анализ стихотворения Ломоносова «Надписи к статуе Петра Великого»
Стихотворение М. В. Ломоносова написано в период с 1743 по 1747 год, проведенный ученым в распрях с немецкой партией, занявшей прочные позиции в Академии наук. Это были годы плодотворного напряженного труда, когда Михаил Васильевич публикует множество научных трактатов, ведет занятия по физике, астрономии, минералогии, химии. Этот заслуги были должным образом оценены: ученый получил звание профессора и статус дворянина.
Образ Великого Петра был для М. В. Ломоносова идеалом разумного государя, примером гражданина и истинного патриота. Стихотворение написано под впечатлением от статуи последнего царя Всея Руси и содержит перечисление заслуг великого русского правителя.
Смысл изложенного текста, изобилующего сложными распространенными предложениями, трудно понять без объяснения ряда слов и оборотов. Мафусаил – библейский персонаж, прославившийся долголетием. Его имя стало нарицательным для наименования долгожителя.
Устаревшая частица «се» употребляется в значении «вот», местоимение «сей» – в значении «этот», «един от смертных» имеет значение «единственный из смертных», «Россы» – обобщенное название подданных Российской империи (как и Перс, Турок, Гот, Сармат – обобщенные названия исконных народов других госуларств), «претит» – «запрещает, препятствует», «сносил (переносил, выдерживал) труды», «гласит» (говорит, провозглашает).
Средства художественной выразительности, обильно украшающие стихотворение: эпитеты – «премудрый герой», «последний (низший) чин», «домашние супостаты», «геройски подвиги», «славные походы», «душевны красоты», «правая вера», «дела громки», «геройский вид (в значении образ)», «гремящие победы», «торжествовавшие Россы», «бесчувственная медь», «лицо геройское»; инверсия – «ради подданных лишив себя», «рожденны к скипетру простер… руки», «в землях далеких», «раченье наше», «всего на свете краше», «невежество веков», «чтили жертвой (приносили жертвы, поклонялись)», «услышав вы дела Петровы…», «дела увидев… смерть рекла», «доле (дольше) в мире … Мафусаила жил», «предел мой нарушил»; метафоры – «устрашает пламенем», «простер в работу руки (принялся за работу)», «утеха Россов», «красуется образом»; олицетворения – «руки, рожденны к скипетру (предназначенные держать скипетр – символ царской власти)», «обязанные сердца», «Россия почитает», «металл… устрашает, утешает, изображает», «смерть рекла (произнесла), возгласила (объявила), скрыла», «град красуется»; оксюморон – «мертвого страшится (боится, опасается)», «земное божество»; синекдоха – «принял чин», «открыть науки», «утвердил примером», «примером оправдали», «величество (величие) лица», «скрывал власть».
Для наименования самого памятника автор использует множественные перифразы – «образ», «зрак (лик) Петров», «металл», «геройский вид (образ)», «бесчувственная медь». Масштаб деятельности царя-мастерового отражают длинные ряды однородных членов предложений – «строил, сносил, был и странствовал, сбирал и обучал, побеждал»; плоды его труда таковы – «град и флот, художества и войски, труды и подвиги»; «победы, следы, собрание наук, суды, течение воды, покрытый флотом понт (море), грады новы и прочие дела»; их оценили «Перс, Турок, Гот, Сармат».
В тексте имеются старославянизмы – «град (город)», «зрак (взгляд, а также лик, образ)», «раченье (усердие)» и авторские неологизмы – «зваянные» – «изваянные», «сопостаты» – «супостаты (враги)», «олтарь» – «алтарь» – символ поклонения.
Поэт напоминает современникам и потомкам, что именно Петру Великому мы обязаны торжеством русского оружия, преодолением многовековой архаики и выходом страны на международную арену.