Дохмий
Дохмий – это название пятисложной стопы с долготой в восемь мор (мора – единица времени, затраченная на произнесение краткого безударного слога) в античной поэзии. Первый и четвёртый слоги этого метра произносились коротко, а второй, третий и пятый – долго. В переводе с древнегреческого языка «dochmios» означает «перекошенный, кривой». Действительно, если представить дохмическую стопу в виде схемы, то получим такую несимметричную конструкцию: _ ! ! _ ! («!» – ударный слог, «_» – безударный слог).
Это понятие пришло к нам из глубины веков, поэтому обычный русский читатель и ценитель отечественной поэзии, скорее всего, с ним незнаком. В Древней Греции дохмий применялся в исключительных случаях для передачи невыносимого страдания или сильного волнения. Например, употребление этого метра было уместно в трагедиях. Аристофан использовал эту стопу в своих сатирических драмах.
В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона приводятся следующие примеры использования дохмия: «Их [дохмические строфы] произносят, например, обезумевшие от ужаса женщины во время штурма Фив (Эсхил, «Семь вождей»), разъярённые побегом Ореста эриннии (Эсхил, «Евмениды»), Эдип тотчас после своего ослепления (Софокл, «Царь Эдип»), Креонт над трупом своего сына (Софокл, «Антигона»), хор при виде обезумевшего Ореста (Еврипид, «Орест»), вакханки в предчувствии мести (Еврипид, «Вакханки») и т. д.». А. Ф. Лосев так описывает стихи, написанные этим метром: «…дохмий создавал чистое страдание в его полной непосредственности, в его беспокойстве и неустойчивости».
Интересно, что в древнеримскую поэзию традиция использовать дохмий не перешла.
Когда в XVIII веке выдающиеся литераторы и исследователи М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский и др. разрабатывали и обосновывали основы русского стихосложения, они заимствовали термины и формы из античной метрики. Неудивительно, что такую тяжеловесную и сложную стопу, как дохмий, учёные мужи обошли вниманием и не включили в свою теорию. А стихи, написанные этим метром, при переводе обретали другой размер, передаваясь пятисложником (стопа из пяти слогов с одним ударным слогом) или дольником (размер, характеризующийся неодинаковым числом безударных слогов между ударными).
До самого начала XX века дохмической стопой почти никто не пользовался. Однако этот период отечественной истории как раз известен тем, что различные поэты были озабочены поисками новых образов, форм и звучания. Некоторые авторы обратились к античным метрам и применяли их в своих произведениях.
Одним из первых в своих работах упомянул это явление Валерий Яковлевич Брюсов. В своём труде «Основы стиховедения. Опыты по метрике и ритмике, по эвфонии и созвучиям, по строфике и формам» поэт описал дохмий как стопу, на практике трансформирующуюся в амфибрахий с заменой последнего безударного слога на ударный (бакхий).
Также к дохмию обращался Даниил Леонидович Андреев (1906–1959). Поэт создал целое стихотворение на основе этого метра:
Столица ликует. Триптих
I. Праздничный марш
Как видим, дохмий неслучайно мало знаком русскому читателю. Это довольно требовательный метр, применяющийся крайне редко, так как легко заменим более простыми размерами или сочетаниями стоп различных метров. Встретить его можно либо в античной поэзии, либо если автор намеренно выстраивает своё произведение на основе дохмических стоп.