Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Дмитриев

«Петух, Кот и Мышонок» И. Дмитриев

О дети, дети! как опасны ваши лета!
     Мышонок, не видавший света,
Попал было в беду, и вот как он об ней
     Рассказывал в семье своей:
       «Оставя нашу нору
     И перебравшися чрез гору,
Границу наших стран, пустился я бежать,
       Как молодой мышонок,
     Который хочет показать,
       Что он уж не ребенок.
Вдруг с розмаху на двух животных набежал:
     Какие звери, сам не знал;
Один так смирен, добр, так плавно выступал,
     Так миловиден был собою!
Другой нахал, крикун, теперь лишь будто с бою;
Весь в перьях; у него косматый крюком хвост;
     Над самым лбом дрожит нарост
     Какой-то огненного цвета,
И будто две руки, служащи для полета;
       Он ими так махал
     И так ужасно горло драл,
Что я, таки не трус, а подавай бог ноги –
     Скорее от него с дороги.
Как больно! Без него я, верно, бы в другом
     Нашел наставника и друга!
В глазах его была написана услуга;
Как тихо шевелил пушистым он хвостом!
С каким усердием бросал ко мне он взоры,
Смиренны, кроткие, но полные огня!
Шерсть гладкая на нем, почти как у меня;
Головка пестрая, и вдоль спины узоры;
А уши как у нас, и я по ним сужу,
Что у него должна быть симпатия с нами,
      Высокородными мышами».
      – «А я тебе на то скажу, –
      Мышонка мать остановила, –
        Что этот доброхот,
Которого тебя наружность так прельстила,
        Смиренник этот… Кот!
Под видом кротости он враг наш, злой губитель;
Другой же был Петух, миролюбивый житель.
Не только от него не видим мы вреда
          Иль огорченья,
Но сам он пищей нам бывает иногда.
Вперед по виду ты не делай заключенья».

Дата создания: 1802 г.

Анализ, мораль басни И. И. Дмитриева «Петух, Кот и Мышонок»

Замечательная басня «Петух, Кот и Мышонок» будет понятна любой аудитории. Ее живой доступный язык найдет путь к сердцу даже самых маленьких читателей, несмотря на устаревшие формы слов и обороты. Иван Иванович намеренно придает речи черты разговорности, чтобы охватить как можно более широкий круг читателей и донести мораль басни до сведения множества людей. Поэт с тонкой иронией описывает глупую восторженность незрелых умов.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • риторические восклицания – «О дети, дети!», «… как опасны … лета (возраст)!», «Как больно!», «я верно бы нашел!», «так миловиден!», «как тихо шевелил!», « Кот!» – отражают экспрессию речи персонажей басни;
  • лексические повторы – «дети, дети», «так смирен, так плавно выступал, так миловиден» – двойное обращение содержит сожаление, нотку снисхождения, а многократный повтор наречия призван усилить степень признака, отразить восхищение Мышонка;
  • инверсию – «в семье своей», «опасны … лета», «пустился я», «дрожит нарост какой-то», «написана услуга», «шевелил пушистым он …», «бросал он», «шерсть гладкая», «головка пестрая», «которого тебя наружность … прельстила», «враг наш», «был Петух», «должна быть симпатия» – она помогает сформировать рифму и интонационно выделить нужные слова;
  • сравнения – «пустился, как мышонок»; «крикун, будто с бою»; «крюком хвост»; «две руки»; «гладкая, как у меня»; «уши, как у нас» – которые придают речи живость и образность;
  • краткие формы прилагательных – «смирен», «добр», «миловиден», «смиренны» – введены автором для придания речи торжественности, они представляют привлекательные, самые ценные, на взгляд Мышонка, черты Кота;
  • олицетворения – «нарост дрожит», «в глазах услуга написана», «полные огня взоры», «лета опасны» – позволяют создать у читателя точные зрительные образы;
  • фразеологизмы – «подавай бог ноги (о ком-то, пустившемся бежать)», «горло драл (громко кричал)»;
  • антитезу – «не трус, а подавай бог ноги (сбежал)»; «кроткие, но полные огня», отражающую контрасты действительности, поразившие героя басни;
  • эллипсис – «подавай бог ноги – скорее (сбежал) от него»;
  • эпитеты – «высокородные мыши», «злой губитель», «миролюбивый житель», «косматый хвост»;
  • книжную лексику – «прельстила», «взоры», «пища»;
  • ряды однородных членов предложения – «смиренны, кроткие, полные огня»; «смирен, добр, выступал, был миловиден» – всесторонне характеризующие черты героев и явлений;
  • аллитерацию – «рассказывал в семье своей», «в другом нашел …друга» – создающую звуковые «якоря внимания»;
  • бранную лексику – «нахал»;
  • контекстуальные антонимы – «смирен – крикун», «плавно выступал – (руками) махал».

Ряд слов требует пояснения: «доброхот» – доброжелатель, в данном контексте – мнимый, «с розмаху» – «с разбега».

Проблема, поднятая автором – вечна: это действительность и кажимость. В басне осуждается самомнение и глупое тщеславие, свойственные не только молодости. Строки замечательного произведения учат нас разбираться в людях, отделять главное от второстепенного, ценить и изучать опыт старших. Басня предостерегает всех без исключения от скоропалительных выводов. Автор подчеркивает, что красивая внешность и хорошие манеры, привлекая к себе внимание, часто маскируют страшные человеческие пороки.

Басня необыкновенно актуальна в наши дни, когда связь поколений зыбка, как никогда. Это не просто развлекательное чтиво, нравоучительная миниатюра. При всей ее занимательности произведение требует вдумчивого чтения и серьезного отношения. Басня наглядно показывает, что разрыв связи поколений может нести смертельные риски.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


26 октября 1880 г. родился поэт-символист Андрей Белый (наст. имя Борис Бугаев).
Известен в том числе тем, что он был частью любовного треугольника: Андрей Белый-Любовь Менделеева (известная также как Прекрасная Дама)-Александр Блок.

20 октября 1854 г. родился Артюр Рембо, французский поэт, один из основоположников символизма. #Рембо

Лермонтов не только мастерски складывал буквы на бумаге, но еще и отлично рисовал. Талант художника особенно ярко прослеживается в знаменитом автопортрете, помещенном в учебники литературы. На нем Михаил Юрьевич передал максимально точно все свои черты. #Лермонтов


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах