Как писать стихи

Эллипсис


Одной из тенденций в нашей речи является сокращение. Сами не замечая, мы стараемся экономить речевые усилия и время, чтобы за короткий срок донести до собеседника больше информации. Так появляются всевозможные сокращения: умолчания, пропуски (зевгмы), эллипсисы. Последний приём встречается довольно часто. Мы можем сказать «я пойду в продуктовый» вместо «я пойду в продуктовый магазин», или «купи порошок» вместо «купи стиральный порошок», потому что так быстрее, и собеседник нас всё равно поймёт.

Эту фигуру речи можно обнаружить и в литературных произведениях. Согласно словарному определению эллипсис (либо эллипс; происходит от греческого слова «elleipsis» – «недостаток, опущение») – это намеренный пропуск в тексте или речи слов, несущественных для общего смысла. Эллипсис применяется с целью придания речи тексту динамичности, живости и большего сходства с обычной разговорной речью, если в тексте имеются соответствующие диалоги. В некоторых случаях эта фигура способствует приданию эмоциональности, этакой романтичной недоговорённости, словно речь героя прерывается от волнения.

Говорить об эллипсисе имеет смысл в следующих случаях:

1. Когда пропущен член предложения, элемент выражения, который легко восстановить по контексту (особенно если имеется смысловой или синтаксический параллелизм). Пример:

День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…

А ты?.. Ты в меня!

«Оставь меня», Г. Гейне, перевод М. Л. Михайлова.

2. Когда пропущена нулевая связка:

Исполинские горы,
Заповедные скалы.
Вы – земные узоры,
Вы – вселенной кристаллы.

«Исполинские горы», К. Д. Бальмонт.

3. Когда пропущен некоторый компонент высказывания, восстанавливающийся из конкретной речевой ситуации. Например, здесь понятно, что опущено слово «оценка», поскольку действие происходит на школьном уроке.

И Раиса Ивановна поставила мне пять. … И я пошел к себе и сел на место. И в это время Лёвка Бурин тоже стал сдавать свой календарь, а Раиса Ивановна посмотрела на его работу и говорит:
– Наляпано.
И поставила Лёвке тройку.

«Синий кинжал», В. Ю. Драгунский.

4. Когда усечено словосочетание, обозначающее определённое явление или предмет. Примером такого эллипса служат всевозможные названия улиц, о которых пел знаменитый певец Юрий Антонов:

Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную
И на Тенистой улице я постою в тени
Вишневые, Грушевые, Зеленые, Прохладные
Как будто в детство давнее ведут меня они…

«Пойду по Абрикосовой»

Пропуск нулевой связки является весьма распространённым случаем эллипсиса. В лирике многих поэтов мы можем заметить этот приём:

Это – область чьей-то грёзы,
Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

«Первый снег», В. Я. Брюсов.

Благодаря эллипсу в данном отрывке образуется продолжительная пауза, которая придаёт строкам торжественность.

Не знаете весёлой вы мечты;
Ваш целый век – несносное томленье,
И скучен сон, и скучно пробуждение,
И дни текут средь вечной темноты.
«Сон», А. С. Пушкин.

В данном случае, наоборот, опущение связки делает фразу более динамичной, порывистой.

Ты – принцесса из царства не светского,
Он – твой рыцарь, готовый на всё…
О, как много в вас милого, детского,
Как понятно мне счастье твоё!

«Лесное царство», М. И. Цветаева.

О, Мария, ты – Стихия.
Ты – волна с венцом из пены!
Ты – сиянья золотые,
Что в Эдеме красят стены!

«Панагия», К. Д. Бальмонт.

Здесь, как и в случае с отрывком из стихотворения «Первый снег», пауза превращает предложения в страстную молитву, настоящий гимн героине.

В следующем фрагменте находим несколько разных типов эллипсиса. Пропущены нулевая связка, союзы (предположительно, «восстаньте, ибо час пришёл»), глагол («течёт кровь»).

Благодари меня, о женский пол!
Я – Демосфен твой: за твою свободу
Я рад шуметь; я непомерно зол
На всю, на всю рогатую породу!
Кто власть им дал?.. Восстаньте, – час пришёл!
Конец всему есть! Беззаботно, явно
Идите вслед за Марьей Николавной!
Понять меня, я знаю, вам легко,
Ведь в ваших жилах – кровь, не молоко,
И вы краснеть умеете уж кстати
От взоров и намёков нашей братьи.
«Сашка. Нравственная поэма», М. Ю. Лермонтов.

Часто авторы опускают некоторые члены предложения.

Твоя судьба – парить под небом за орлами,
А наша – за твоё здоровье робко пить,
Хвалить исподтишка дела твои стихами,
И вслух тебя любить!

«К генерал-майору Б. В. Полуектову, на выступление в поход 1812 г. 17 февраля», В. А. Жуковский.

В этом случае видим, что отсутствие слова «судьба» как бы принижает значение тех, кто приближен к генералу, которому обращено стихотворение.

Иному показалось больно,
Что он наседкой не сидит;
Иному – очень своевольно
С тобой мурза твой говорит…

«Видение мурзы», Г. Р. Державин.

Одна одета ризой
Из снежных облаков;
Другая же – туникой
Авроры молодой.

«Две розы», А. А. Фет.

Во втором предложении автор опустил слово «одета», благодаря чему образы кажутся ещё более разными и необычными.

А на клёнах – дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней – долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.

«Из окна», И. А. Бунин.

В этом отрывке пропущены разные слова. Можно подставить глаголы «лежит» (вуаль), «расстилается» (даль). Пропуск этих членов предложения делает строки более воздушными, лёгкими.

Скорей бы – в бричке по ухабам!
Скорей бы – в юные луга!

Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга, целовать врага!

«Скорей бы – в бричке по ухабам!», И. Северянин.

В этом отрывке эллипсис создаёт эффект нетерпения, динамичности. Лирический герой так торопится оказаться в милой сердцу деревне, что готов не только мчаться сквозь пространство, но и пропускать слова, словно это позволит ему быстрее добраться до желанной цели.

Эллипсис часто встречается в пословицах и поговорках, где краткость и ёмкость – это наиболее ценные качества. Эта фигура придаёт народным мудростям лаконизм и динамичность одновременно, поэтому обнаруживается во многих изречениях:

Солдату умереть в поле, матросу в море. (Опущено слово «суждено»).

Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю. (Отсутствует слово «оказаться, быть»).

Глаза – бирюза, а душа – сажа. (Пропуск нулевой связки).

Следует заметить, что по сравнению с другими фигурами речи эллипсис не является самым распространённым средством усиления выразительности художественного текста. Исследователи признают, что эта фигура относится скорее к разговорной и ораторской речи, нежели к литературному языку. Но и в художественных произведениях эллипсис справляется со своими функциями и придаёт речи динамичность, экспрессивность и живое звучание.



Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах