«Весна (Уходи, зима седая!..)» А. Майков
Посвящается Коле ТрескинуУходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!Старой спорить ли, тщедушной,
С ней – царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь – и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..Да найдут и по оврагам!
Вон – уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!
<1880>
Цикл «Дома».
Анализ стихотворения Майкова «Весна»
Произведение «Весна» Аполлона Николаевича Майкова было впервые опубликовано в 1880 году в журнале «Нива». Оно посвящено Коле Трескину. С семьёй Трескиных у поэта были близкие отношения – его младший брат, Леонид Майков был женат на сестре Н. А. Трескина, отца Коли, и стал для мальчика крёстным отцом. Думается, поэт любил этого ребёнка, поскольку стихотворение, посвящённое ему, дышит радостью и ликованием.
Речь в произведении ведётся от первого лица. Начальная фраза задаёт бодрый жизнерадостный тон всему стихотворению: «Уходи, зима седая!» – провозглашает автор.
Стихотворение построено таким образом, что вполне могло бы стать основой для замечательного мультфильма, в котором в качестве персонажей выступают времена года. Главная героиня сюжета – весна. Она предстаёт в виде очаровательной молодой женщины, борющейся со старухой-зимой. Поэт противопоставляет этих героинь, используя ряд живописных образов.
Интересно, что олицетворяя времена года, Аполлон Николаевич употребляет слово «зима» со строчной первой буквой, в то время как выражение «красавица Весна» выглядит как эпитет к имени настоящего человека. Впрочем, портрет весны значительно превосходит образ зимы по количеству и яркости деталей.
Какой читателю видится зима, когда он изучает это стихотворение? Поэт наделяет её такими эпитетами: седая, старая, тщедушная. Она одета в «саван белый», что придаёт ей сходства с призраком или мертвецом. Эта скудность облика указывает на то, что время зимы подошло к концу, что ей пора уже исчезнуть. Что и происходит:
… и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
То есть, зима стремится вниз, где сыро и темно, возможно, под землю, в иной мир.
На смену ей приходит весна. Эта героиня поражает читателя своим сиянием. В отличие от своей противницы, Весна снисходит с неба:
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Горний – устаревшее прилагательное, означающее «возвышенный, небесный». Золотая колесница, если обратиться к мифологии, – метафора солнца. То есть, Весна – спутница самого светила, она несёт свет жизни.
Поэт украшает образ героини не только сверканием и яркими цветами. Он дополняет картину запахами («с армией благовонных ветерков») и звуками («и чиликанья, и пенья»).
Несмотря на то, что поэт использует слова, связанные с агрессией (армия, отряд, стрелы), Весна побеждает зиму мирно – с помощью улыбки. Поэт провозглашает блестящую победу радости и жизни над стужей и снегом:
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!