«Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» Р. Гамзатов
* * * Я вновь пришел сюда и сам не верю.
Вот класс, где я учился первый год.
Сейчас решусь, сейчас открою двери.
Захватит дух, и сердце упадет.И босоногий мальчик, мне знакомый,
Встав со скамьи, стоявшей в том углу,
Навстречу побежит ко мне, седому.
И этой встречи я боюсь и жду.
Анализ стихотворения Р. Гамзатова «Я вновь пришел сюда…»
Творческое наследие замечательного аварского поэта и настоящего мужчины Р. Гамзатова не утратит своей актуальности никогда, поскольку описывает душевный мир человека. Стихотворение из цикла «Восьмистишия» в переводе Н. Гребнева принадлежит к жанру философской лирики и имеет особое, личное наполнение.
В национальной традиции горских народов слово всегда являлось реальной слой. Стихотворение «Я вновь пришел сюда…» – это драгоценная россыпь мудрых и простых слов. Миниатюрное произведение содержит следующие выразительные средства:
- ряды однородных членов предложения – «пришел, не верю», «решусь, открою», «боюсь, жду» – с фотографической точностью передают ощущения, предчувствия человека;
- лексический повтор – «сейчас решусь, сейчас открою…» – лирический герой будто оттягивает момент, когда можно будет увидеть родной класс;
- фразеологизм – «сердце упадет» – оборот, который можно трактовать и как олицетворение, емко передает волнение лирического героя;
- контекстуальные антонимы – «мальчик – (я) седой», задающие антитезу, парадоксальным образом автор соединяют в себе полярные черты одного и того же человека;
- инверсию – «встречи … боюсь», «мне знакомый», которая интонационно выделяет значимые слова;
- парцелляцию – «…побежит ко мне … И этой встречи…» – которая выделяет последнее предложение, включающее авторский посыл.
Несмотря на то, что стихотворение включает множество глаголов и глагольных форм, оно описывает статичного героя, готовящегося совершить важный поступок. Как ключевые можно отметить слова «боюсь и жду». Стихотворение пронизано тревожным ожиданием, осознанием количества прошедших лет и невозвратимости времени. Символический подтекст произведения – быстротечность жизни, неразрывность связи между прошлым и будущим.
Первая строфа в основном состоит из коротких, словно обрубленных предложений. Это сделано для того, чтобы передать волнение, которое охватывает лирического героя – он не в состоянии пространно описать свои чувства, он собирается с мыслями, морально готовит себя к встрече с прошлым. Вторая строфа состоит из двух предложений, одно из которых довольно объемное, информативное.
Школьная скамья, двери вызывают предметную ассоциацию – пришедший из прошлого образ некоего босоного мальчика – у самого лирического героя. Стихотворение производит неизгладимое впечатление, потому что чувства, описанные в нем, универсальны – они знакомы любому пожившему человеку.
Автор: Расул Гамзатов