«В ночном» И. Суриков
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;Но и та потухла. Топот
В поле раздается;
То табун коней в ночное
По лугам несется.Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.Мужички сторожевые
Улеглись под лесом
И заснули… Не шелохнет
Лес густым навесом.Все темней, темней и тише…
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст – и снова
Все смолкает в поле.И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.И какие-то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонек разводят.И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко…
1874 г.
Анализ стихотворения Сурикова «В ночном»
Знаменитого русского поэта Ивана Захаровича Сурикова (1841 – 1880) вдохновляли события и картины простой крестьянской жизни. Произведение «В ночном», написанное в 1874 году, повествует как раз о таком эпизоде. В нём поэт раскрывает удивительное таинство – ночной выпас лошадей.
Если вдуматься, то для самих крестьян выгон табуна на ночь не представлял собой уникальное явление. Летом, когда днём жара не давала животным спокойно кормиться, в тёмное время наступала самая подходящая пора для пастьбы. То есть, эта практика для взрослого селянина была регулярна и вполне обыденна. Но то для взрослых, для детей же, о которых пишет Иван Захарович, привычное крестьянское дело превращалось в настоящее волшебство.
Поэт так и строит своё произведение. Оно начинается с описания тривиальных образов вечернего пейзажа. Автор использует короткие простые предложения, в общих чертах рисующие картину:
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далёком неба
Зорька заалела…
Используя аллитерации и повторы слогов («т», «п»; «то», «по») которые имитируют звуки, раздающиеся в поле, автор показывает, как пустое пространство заполняется жизнью:
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
«По траве», «то-то», «по лугам», «потухла» – так и звучит глухой топот лошадиных копыт по земле.
Автор наблюдает за героями: вот умудрённые жизнью сторожа спокойно укладываются спать под деревом. Для детей же всё иначе – сгущающаяся тьма полна загадок, таинственных голосов и запахов. Иван Захарович умело подбирает слова, которые доносят до читателя всю гамму звуков:
Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст…
Даже саму тишину поэту удаётся передать с помощью глухих и шипящих согласных – «всё темней, темней и тише…»
Вдруг стихотворение само наполняется дивными образами и красками: это маленькие герои, чьё воображение взбудоражено историями о потусторонних силах, начинают видеть в тенях и очертаниях обычных предметов сказочных персонажей. Мимо проносится на метле Баба Яга, скользит по небу Змей Горыныч, крадётся среди деревьев Леший. Испуганная ребятня разводит костёр – древний защитный оберёг от тёмных сил.
Даже современному читателю будут близки чувства маленьких героев стихотворения. Ему знакомы старинные персонажи сказок, понятен первобытный страх перед темнотой и неизвестностью. Благодаря удивительному поэтическому таланту Ивана Сурикова в стихотворении соединяются два мира, поэтому даже сейчас, когда некоторые из нас видели лошадей только на фотографиях, легко вообразить себя на месте маленьких пастушат.