«Песня (Из страны, страны далёкой…)» Н. Языков
Из страны, страны далекой,
С Волги-матушки широкой,
Ради сладкого труда,
Ради вольности высокой
Собралися мы сюда.
Помним холмы, помним долы,
Наши храмы, наши села,
И в краю, краю чужом
Мы пируем пир веселый
И за родину мы пьем.
Благодетельною силой
С нами немцев подружило
Откровенное вино;
Шумно, пламенно и мило
Мы гуляем заодно.
И с надеждою чудесной
Мы стакан, и полновесный,
Нашей Руси – будь она
Первым царством в поднебесной,
И счастлива и сильна!
1827 г.
Анализ стихотворения Языкова «Песня (Из страны, страны далекой…)»
Стихотворение «Песня» написано Н. М. Языковым в 1827 году в период его обучения в Дерптском университете. Это время беззаботной, разгульной и веселой жизни имело большие последствия как для здоровья, так и для творческого и личностного становления поэта. Оно способствовало созданию самобытного, яркого и праздничного мира вольнолюбивого раздолья и молодого задора, которые ожидаемо нашли отражение в стихах, помогли выработать собственный стиль, получивший название «легкой (дифирамбической) поэзии». Но кажущаяся легкость стихов Языкова никогда не отменяла его напряженной работы над словом.
Слова стихотворения и вправду напоминают застольную песню – в произведении описывается дружеская пирушка, причем интернациональная. О характере встречи говорят глаголы «пируем, пьем». А повод провозгласить тост – универсален: благополучие Отчизны.
Автор использует такие средства художественной выразительности: многочисленные лексические повторы – «из страны, страны…», «в краю, краю…», «ради труда, ради вольности», « помним холмы, помним долы», «наши храмы, наши села»; оригинальные эпитеты – «далекая страна», «сладкий труд», «пир веселый», «высокая вольность», «благодетельная сила», «откровенное вино», «полновесный стакан»; инверсию – «вольности высокой», «собралися мы», « в краю чужом», «пир веселый», «подружило вино», «надеждою чудесной», которая никак не нарушает органики текста; эллипсис – «стакан (посвящаем) нашей Руси»; многосоюзие «и счастлива и сильна», содержащее элемент олицетворения; ряды однородных членов предложения – «шумно, пламенно и мило… заодно», «холмы, долы, храмы, села»; аллитерацию – «пируем пир», «страны, страны», которая путем повторения согласных помогает сконцентрировать внимание читателя, сделать необходимые акценты, усилить эмоциональность стихотворения и придать ему некоторый фольклорный характер.
Николай Михайлович употребляет устаревшую форму возвратного глагола «собралися» и слово «поднебесная» – китайский термин, который используется для обозначения всего мира.
Под высокой вольностью поэт понимает духовную свободу, которая может и должна стать залогом нравственного роста человека. Сладкий труд – это учеба, которая приходится по душе талантливому юноше, не забывающему, однако, родных мест. Стихотворение «Песня» настолько красиво и гармонично, что действительно может быть положено на музыку.