Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Требования к слогу поэта

Неологизмы

Любой язык, на котором разговаривают люди, – это живое существо: он постоянно меняется. Устаревшие выражения отмирают и забываются, а на смену им приходят новые слова, называемые неологизмами.

Этот термин произошёл от греческих слов «neos» – «новый» и «logos» – «слово, закон». Он определяется как новообразованное слово, словосочетание или оборот речи, созданное недавно для обозначения нового предмета или явления. Иногда новое слово приходит на замену уже существующему понятию.

В зависимости от того, как возникают новые слова, неологизмы делят на индивидуально-авторские и общеязыковые. Первые представляют собой продукт творчества определённого человека. Вторые же появляются в ходе всеобщей языковой практики. Хотя в некоторых случаях был кто-то, кто употребил слово впервые, но оно так широко распространилось, что уже не имеет значения, кто его изобрёл.

Стоит уточнить, что рассматриваемое нами понятие является относительным. Понятно, что в разные эпохи его применяли по отношению к разным словам. Например, в XVIII – XIX столетиях такие слова, как «промышленность», «будущность», «трогательный», «атмосфера», «термометр», «полнолуние» и др., были в новинку. Они были введены в язык Н. М. Карамзиным и М. В. Ломоносовым. Но сегодня мы не считаем их неологизмами, так как они прижились и используются с тех самых пор. Зато сегодня многие из нас с недоверием относятся к свежеизобретённым выражениям. Тем не менее некоторые из них, например, «бренд», «дизайн», «коммуникабельность» и др., закрепляются в языке и употребляются в разговорной и деловой речи, художественной литературе и т. д.

Существует несколько способов формирования неологизмов. Во-первых, слово может образоваться путём заимствования из других языков. Во-вторых, новое слово может быть результате соединения частей уже существующих слов. В качестве иллюстрации можно привести такие слова, как «самолёт», «миндальничать», «головотяпство». Также неологизмом можно считать слово, которое употребляется в новом значении. Так, например, в какой-то момент прилагательное «пустой» стало обозначать не только «полый, незаполненный чем-либо», но и «бессодержательный, бесполезный» («пустая затея», «пустой разговор»). Тогда в этом новом значении оно могло рассматриваться как неологизм.

Исследователи считают, что неологизм является завершающим этапом процесса словообразования в языке. Сначала на основе уже имеющегося слова или иностранного понятия возникает окказионализм – продукт авторского словотворчества. Если он получает распространение, то его можно считать неологизмом. Такие слова регулярно встречаются в русской поэзии разных периодов. Вот несколько примеров.

Двинув раньше вперёд спекуляцию,
Чем прогресс узаконит её,
Потеряете вы репутацию
И погубите дело своё.
Подождите! Прогресс подвигается,
И движенью не видно конца:
Что сегодня постыдным считается,
Удостоится завтра венца…»

«Современники», Н. А. Некрасов.

Но истинно родная мать,
Природа, любит награждать
Несчастных пасынков Фортуны:
Дает им ум, сердечный жар,
Искусство петь, чудесный дар
Вливать огонь в златые струны,
Сердца гармонией пленять.
Ты сей бесценный дар имеешь;
Стихами чистыми умеешь
Любовь и дружбу прославлять…

«К бедному поэту», Н. М. Карамзин.

Слово «искусство» было введено В. К. Тредиковским, а «гармония» – предложено самим Карамзиным.

Множество новых слов было изобретено поэтами Серебряного века. Не все из них закрепились в речи, но другие широко распространились.

Гол и наг лежит строй трупов,
Песни смертные прочли.
Полк стоит, глаза потупив,
Тень от лётчиков в пыли.
И когда легла дубрава
На конце глухом села,
Мы сказали: «Небу слава!» –
И сожгли своих тела.

«Тризна», Велимир Хлебников.

Знаменитый эгофутурист Игорь Северянин употребил в своём стихотворении апокопу, то есть усечённое слово, которое распространилось в языке:

Вокруг – талантливые трусы
И обнаглевшая бездарь
И только Вы, Валерий Брюсов,
Как некий равный государь…

«Прощальная поэза», Игорь Северянин.

Современные авторы также часто задействуют новые слова в своих произведениях:

Мимо грязных кликуш
И холёных селебрити,
Что галдят ни о чём –
Каблучищами гордыми
Льдом, песком, кирпичом…

«Тринадцать строф», Вера Полозкова.

Телекамеры и телевышки,
Вышки, камеры, мыши в углах…
Не читал бы я умные книжки, –
Не плясал бы сейчас на углях.

Hippy end, растаманы – пустышки,
Окончательно умер панк-рок,
Шоу-бизнес напишет на крышке
Андеграунда: «Полный банкрот».

«Волки, войте, собаки, кусайте!», Максим Кабир.

Как видим, неологизмы существовали в разные времена. Причин тому несколько. Слова возникают в ответ на появление новых предметов и явлений. Часто неологизмом становится имя собственное (название фирмы, персоналия и т. д.). В некоторых ситуациях новая лексема создаётся из уже существующего слова для облегчения и ускорения произнесения. В других случаях новообразованное слово более выразительно с художественной точки зрения и эффектнее передаёт смысл высказывания. Поэтому-то неологизмы так часто и применяются в поэтических произведениях многочисленными поэтами.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах