Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Требования к слогу поэта

Неологизмы

Любой язык, на котором разговаривают люди, – это живое существо: он постоянно меняется. Устаревшие выражения отмирают и забываются, а на смену им приходят новые слова, называемые неологизмами.

Этот термин произошёл от греческих слов «neos» – «новый» и «logos» – «слово, закон». Он определяется как новообразованное слово, словосочетание или оборот речи, созданное недавно для обозначения нового предмета или явления. Иногда новое слово приходит на замену уже существующему понятию.

В зависимости от того, как возникают новые слова, неологизмы делят на индивидуально-авторские и общеязыковые. Первые представляют собой продукт творчества определённого человека. Вторые же появляются в ходе всеобщей языковой практики. Хотя в некоторых случаях был кто-то, кто употребил слово впервые, но оно так широко распространилось, что уже не имеет значения, кто его изобрёл.

Стоит уточнить, что рассматриваемое нами понятие является относительным. Понятно, что в разные эпохи его применяли по отношению к разным словам. Например, в XVIII – XIX столетиях такие слова, как «промышленность», «будущность», «трогательный», «атмосфера», «термометр», «полнолуние» и др., были в новинку. Они были введены в язык Н. М. Карамзиным и М. В. Ломоносовым. Но сегодня мы не считаем их неологизмами, так как они прижились и используются с тех самых пор. Зато сегодня многие из нас с недоверием относятся к свежеизобретённым выражениям. Тем не менее некоторые из них, например, «бренд», «дизайн», «коммуникабельность» и др., закрепляются в языке и употребляются в разговорной и деловой речи, художественной литературе и т. д.

Существует несколько способов формирования неологизмов. Во-первых, слово может образоваться путём заимствования из других языков. Во-вторых, новое слово может быть результате соединения частей уже существующих слов. В качестве иллюстрации можно привести такие слова, как «самолёт», «миндальничать», «головотяпство». Также неологизмом можно считать слово, которое употребляется в новом значении. Так, например, в какой-то момент прилагательное «пустой» стало обозначать не только «полый, незаполненный чем-либо», но и «бессодержательный, бесполезный» («пустая затея», «пустой разговор»). Тогда в этом новом значении оно могло рассматриваться как неологизм.

Исследователи считают, что неологизм является завершающим этапом процесса словообразования в языке. Сначала на основе уже имеющегося слова или иностранного понятия возникает окказионализм – продукт авторского словотворчества. Если он получает распространение, то его можно считать неологизмом. Такие слова регулярно встречаются в русской поэзии разных периодов. Вот несколько примеров.

Двинув раньше вперёд спекуляцию,
Чем прогресс узаконит её,
Потеряете вы репутацию
И погубите дело своё.
Подождите! Прогресс подвигается,
И движенью не видно конца:
Что сегодня постыдным считается,
Удостоится завтра венца…»

«Современники», Н. А. Некрасов.

Но истинно родная мать,
Природа, любит награждать
Несчастных пасынков Фортуны:
Дает им ум, сердечный жар,
Искусство петь, чудесный дар
Вливать огонь в златые струны,
Сердца гармонией пленять.
Ты сей бесценный дар имеешь;
Стихами чистыми умеешь
Любовь и дружбу прославлять…

«К бедному поэту», Н. М. Карамзин.

Слово «искусство» было введено В. К. Тредиковским, а «гармония» – предложено самим Карамзиным.

Множество новых слов было изобретено поэтами Серебряного века. Не все из них закрепились в речи, но другие широко распространились.

Гол и наг лежит строй трупов,
Песни смертные прочли.
Полк стоит, глаза потупив,
Тень от лётчиков в пыли.
И когда легла дубрава
На конце глухом села,
Мы сказали: «Небу слава!» –
И сожгли своих тела.

«Тризна», Велимир Хлебников.

Знаменитый эгофутурист Игорь Северянин употребил в своём стихотворении апокопу, то есть усечённое слово, которое распространилось в языке:

Вокруг – талантливые трусы
И обнаглевшая бездарь
И только Вы, Валерий Брюсов,
Как некий равный государь…

«Прощальная поэза», Игорь Северянин.

Современные авторы также часто задействуют новые слова в своих произведениях:

Мимо грязных кликуш
И холёных селебрити,
Что галдят ни о чём –
Каблучищами гордыми
Льдом, песком, кирпичом…

«Тринадцать строф», Вера Полозкова.

Телекамеры и телевышки,
Вышки, камеры, мыши в углах…
Не читал бы я умные книжки, –
Не плясал бы сейчас на углях.

Hippy end, растаманы – пустышки,
Окончательно умер панк-рок,
Шоу-бизнес напишет на крышке
Андеграунда: «Полный банкрот».

«Волки, войте, собаки, кусайте!», Максим Кабир.

Как видим, неологизмы существовали в разные времена. Причин тому несколько. Слова возникают в ответ на появление новых предметов и явлений. Часто неологизмом становится имя собственное (название фирмы, персоналия и т. д.). В некоторых ситуациях новая лексема создаётся из уже существующего слова для облегчения и ускорения произнесения. В других случаях новообразованное слово более выразительно с художественной точки зрения и эффектнее передаёт смысл высказывания. Поэтому-то неологизмы так часто и применяются в поэтических произведениях многочисленными поэтами.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах