Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Никитин

«Лес» И. Никитин

Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.

Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды,
Когда больших твоих дубов
Вершины тёмные качались
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались…

Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.
Меж тем в глуши твоих дерёв
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пёстрою грядою.

И вот я снова прихожу
К тебе с тоской моей бесплодной,
Опять на сумрак твой гляжу
И голос слушаю свободный.
И может быть, в твоей глуши,
Как узник, волей оживлённый,
Забуду скорбь моей души
И горечь жизни обыдённой.

1849 г.

Анализ стихотворения И. С. Никитина «Лес»

Стихотворение написано в 1849 году, оно является ярким образцом пейзажной лирики, прославившей большого русского поэта. Стихотворение отражает трогательную любовь автора к родной природе – он относится в ней как к храму, боясь осквернить ее неудачно подобранным или лишним словом. Именно поэтому из стихотворения нельзя убрать ни одного слова без потери его своеобразной прелести.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • лексический повтор – «шуми, шуми» – отражает желание лирического героя чувствовать очарование леса;
  • риторическое восклицание – «шуми, … лес!» – помогает понять силу чувств автора;
  • обращение – «зеленый лес» – одновременно является олицетворением, ведь автор придает лесу человеческие черты не только тем, что адресует ему свою речь – мы читаем, что у леса кудрявая голова, есть одежда, он спорит и говорит таинственным языком;
  • аллитерация (повторение согласных) – «шуми, шуми … Знаком мне шум», «блеск небес» – создает звуковой акцент на целой фразе, а повторение шипящих удачно имитирует шорох листьев;
  • инверсия – «шум твой величавый», «над головой твоей кудрявой», «молчание немое», «краса угрюмая», «дубов вершины темные», «тоской моей бесплодной», «голос … свободный», «жизни обыденной» – позволяет гармонично зарифмовать строки;
  • многосоюзие – «и покой, и блеск» – выделяет каждое слово ряда;
  • эпитеты – «таинственный язык», «пестрая гряда», «свободный голос» – создают яркие образы явлений природы;
  • оксюморон – «угрюмая краса» – то есть грозная, внушающая благоговейный трепет красота;
  • умолчание – «сотни разных голосов … перекликались…» – лирический герой прерывается – он как будто не в силах описать многообразие звуков грозового леса;
  • перифраз – «светило дня» – подразумевается солнце;
  • метафоры – «пурпур огня», «цепь облаков», «оживленный волей (свободой)»;
  • антонимы – «день – ночь», «молчание – язык (в смысле – речь, говорение)» – описывают разные природные условия, в которых автору довелось видеть лес;
  • олицетворения – «скорбь души», «горечь жизни», «краса природы»;
  • сравнения – «тянулась грядою», «забуду, как узник»;
  • контекстуальные синонимы – «близкое, родное».

Лес для лирического героя, ассоциированного с автором, не бессловесная совокупность деревьев – он имеет огромное значение и обладает безусловным влиянием. Это живой организм, к которому герой в отсутствие доверенных людей, близких друзей приходит за утешением.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах