Как писать стихи

Панегирик


Интересно, как некоторые слова со временем утрачивают своё первоначальное значение и приобретают новый оттенок. Обратимся к такому понятию, как панегирик. Когда оно возникло, оно обозначало особый жанр литературы, призванный прославить какого-либо человека или явление. Со временем панегириком стали называть не какую-то определенную литературную форму, а вообще любое произведение, в котором содержится необоснованная похвала или лесть. Рассмотрим, как это произошло.

Считается, что термин «панегирик» был введён в употребление древними греками. В эпоху античности так называли надгробную речь, в которой перечислялись достоинства и заслуги усопшего. Затем традицию произносить хвалебную речь на торжественном собрании перенесли и на живых. Собственно, само слово происходит от выражения «panegyricos logos», что в переводе значит «речь на всенародном форуме». Такое выступление могло быть обращено к определённому человеку. В нём прославлялись высокие личностные качества и благородные деяния адресата.

Также темами панегирических речей могли стать подвиги сограждан, политический строй, величие города и т. д. Так, в трудах античного историка Фукидида содержатся отрывки из выступлений афинского полководца и талантливого оратора Перикла, в которых похвала воздаётся населению целого города:

Хотя мы и охотно отваживаемся на опасности, скорее вследствие равнодушного отношения к ним, чем из привычки к тяжелым упражнениям, скорее по храбрости, свойственной нашему характеру, нежели предписываемой законами, … . И по этой и по другим ещё причинам государство наше достойно удивления.

Перевод Ф. Г. Мищенко и С. А. Жебелева.

Как видим, в этой речи оратор на примерах показывает, что город-государство, в котором живут афиняне, является справедливым и достойным того, чтобы за него сражаться и умирать на поле боя. Действительно, целью панегириков часто было воодушевление людей на свершения и жертвы во имя общего дела.

Уже в античную эпоху панегирик превращается в отдельный жанр литературы. В таких речах эмоциональность и искренность отступают на второй план. Главным в тексте становятся такие характеристики, как выразительность, красота, убедительность и степень воздействия на слушателей.

Постепенно панегирик становится средством политического влияния. Многие авторы сочиняли для высокопоставленных лиц хвалебные произведения, содержащие неприкрытую лесть. С их помощью приобретали покровительство, подарки и другие преимущества. Такова, например, речь римского писателя Плиния Младшего, посвящённая императору Траяну. Приведём отрывок из неё:

Так уважают тебя враги. А как твои собственные солдаты? Каким способом заслужил ты такое с их стороны восхищение, что вместе с тобой они легко переносят и голод и жажду? Когда во время военных упражнений с пылью и по́том солдат смешивался и пот полководца и, отличаясь от других только силой и отвагой, в свободных состязаниях ты то сам метал копья на большое расстояние, то принимал на себя пущенное другими…

Перевод В. С. Соколова.

В Средние века панегирики применяются в основном для прославления христианских святых, для наставления верующим и т. д. Творцы эпохи Ренессанса прибегают к этому жанру уже с целью воспитывать верующих, обличать и искоренять пороки. Используя комические образы, авторы прославляют пьянство, болезни, животных и растения. Наибольшую известность получил панегирик Эразма Роттердамского «Похвала глупости», в котором в самых высокопарных выражениях воспевается наивность и скудоумие. Вот отрывок из одной из глав этого произведения:

Дурак, напротив того, постоянно вращаясь в самой гуще жизни, приобретает, по-моему, истинную рассудительность. Это ясно видел, вопреки своей слепоте, еще Гомер и потому сказал: «Событие зрит и безумный». Поистине, два великих препятствия стоят на пути правильного понимания вещей: стыд, наполняющий душу, словно туман, и страх, который перед лицом опасности удерживает от смелых решений. Но Глупость с удивительной лёгкостью гонит прочь и стыд и страх. Однако лишь немногие смертные понимают, сколь выгодно и удобно никогда не стыдиться и ни перед чем не робеть.

Перевод П. К. Губера.

Понятно, что учёный иронизирует и на самом деле высмеивает глупость, несмотря на то, что в тексте используются только похвалы.

С XVII столетия во Франции бурно развивается жанр панегирической поэзии. Многие известные поэты, писатели и философы (например, Д. Дидро, Вольтер, Н. Буало и др.) создают хвалебные стихи в адрес монархов, выдающихся полководцев и политиков, деятелей культуры и т. д.

Вероятно, благодаря этой традиции панегирик попал и в Россию. Здесь деятели искусства всегда находились в зависимом положении по отношению к самодержцу и его приближённым. Вследствие чего пышно расцветает жанр панегирической поэзии, отличающейся неумеренной лестью и подобострастием. Широко известны проповеди Феофана Прокоповича, на деле прославляющие личность императора Петра I, оды М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского и других авторов, посвящённые монаршим особам. Приведём, пожалуй, самый известный пример панегирика, обращённого российской государыне Екатерине II.

Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает, —
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти её совет.
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?

«Фелица», Г. Р. Державин.

Смена политического строя почти не повлияла на панегирическую традицию. В XX веке примеры хвалебных стихов видим в творчестве В. В. Маяковского, Демьяна Бедного, О. Э. Мандельштама и др.

Он, как вы
и я,
совсем такой же,
только,
может быть,
у самых глаз
мысли
больше нашего
морщинят кожей,
да насмешливей
и твёрже губы,
чем у нас.
Не сатрапья твёрдость,
триумфаторской коляской
мнущая
тебя,
подёргивая вожжи.
Он
к товарищу
милел
людскою лаской.
Он
к врагу
вставал
железа твёрже.

«Владимир Ильич Ленин», В. В. Маяковский.

Представляется, что именно из-за лести, пропагандистского оттенка и отсутствия какой-либо критики понятие «панегирик» приобрело негативную окраску. В настоящее время так называют любое произведение, содержащее только похвалу. При этом не имеет значения, насколько благородна цель такой речи. На сегодня панегирическими приёмами пользуются в рекламных, политических целях, однако как самостоятельная литературная форма панегирическая речь встречается редко.



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах