Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Николай Языков

«Бессонница» Н. Языков

Что мечты мои волнует
На привычном ложе сна?
На лицо и грудь мне дует
Свежим воздухом весна,
Тихо очи мне целует
Полуночная луна.

Ты ль, приют восторгам нежным,
Радость юности моей,
Ангел взором безмятежным,
Ангел прелестью очей,
Персей блеском белоснежным,
Мягких золотом кудрей!

Ты ли мне любви мечтами
Прогоняешь мирны сны?
Ты ли свежими устами
Навеваешь свет луны,
Скрыта легкими тенями
Соблазнительной весны?

Благодатное виденье,
Тихий ангел! успокой,
Усыпи души волненье,
Чувства жаркие напой
И даруй мне утомленье,
Освященное тобой!

Анализ стихотворения Языкова «Бессонница»

Стихотворение «Бессонница» было написано Н. М. Языковым в 1831 году, когда он жил на покое в собственной симбирской деревне Языково. Наслаждавшегося ленью поэта не отпускали воспоминания о бурной жизни в Дерпте, где наверняка у него образовалась сердечная привязанность. Стихотворение представляет разговор поэта с воображаемой собеседницей во время бессонницы. Лирическим героем, без сомнения является автор.

Текст произведения содержит множество средств художественной выразительности, которые буквально теснят и друг друга. Здесь масса эпитетов – «привычное ложе», «нежные восторги», «безмятежный взор», «белоснежный блеск», «свежие уста», «легкие тени», «жаркие чувства», «освященное утомленье», «мирны сны», метафор – «волнует мечты», «навеваешь свет», «приют восторгам», «радость юности», «ангел взором…, прелестью очей», «персей блеск», «мечты любви», «золото кудрей», «тени весны». Причем поэт также находит удивительные метафоры, которые содержат в себе черты олицетворений – «души волненье», «чувства напой». Имеются олицетворения в их «классическом» виде – «луна целует», «весна дует».

Глагол «напой» требует пояснения – он употребляется в значении «напои»: жаркие чувства автора нуждаются в небольшом остужении.

Ряды однородных членов предложения – «успокой, усыпи, напой, даруй», – описывают многогранные желания автора. Создается впечатление, что однородные дополнения – «прелестью, блеском, золотом» – относятся не к живому человеку, а к драгоценному предмету – настолько дорог автору милый образ.

Автор широко использует старославянизмы – «ложе», «очи», «перси», «уста», инверсию – «на лицо…дует… весна», «мягких золотом кудрей», «усыпи души волненье», « мечты мои волнует», лексический повтор – «ангел взором…, ангел прелестью…», и ниже – «тихий ангел», анафору – «Ты ль, приют…», «Ты ли мне…», «Ты ли свежими устами…», риторические вопросы – «Что мечты …волнует?», «Ты ли прогоняешь…. сны?», «Ты ли навеваешь….?», риторические восклицания – «…мягких золотом кудрей!», «…тихий ангел!», «…даруй утомленье!», которыми поэт показывает переполняющие его эмоции.

Для обожествления любимой поэт использует религиозную лексику – определения «благодатное», «освященное». Сравнение женщины с ангелом подчеркивает чистоту чувств поэта. Поэта томят смутные желания, но он сохраняет истинное благородство русского дворянина.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах