«Алёнушка» И. Бунин
Аленушка в лесу жила,
Аленушка смугла была,
Глаза у ней горячие,
Блескучие, стоячие,
Мала, мала Аленушка,
А пьет с отцом – до донушка.
Пошла она в леса гулять,
Дружка искать, в кустах вилять,
Да кто ж в лесу встречается?
Одна сосна качается!
Аленушка соскучилась,
Безделием измучилась,
Зажгла она большой костер,
А в сушь огонь куда востер!
Сожгла леса Аленушка
На тыщу верст, до пенушка,
И где сама девалася –
Доныне не узналося!
30 октября 1915 г.
Анализ стихотворения Бунина «Аленушка»
Покорная сирота и злая мачеха, коварная сноха и недалекая свекровь – женские образы бунинской лирики навеяны русскими фольклорными мотивами. На их фоне выделяется образ Аленушки – самостоятельный, отличный от героини известной сказки. Он не имеет общих черт и с художественной традицией, порожденной фольклорным произведением. Добрая заботливая Сестрица Аленушка является героиней картины Васнецова и стихотворения Прокофьева. Образ Аленушки-«царевны Несмеяны» обобщается и становится символом малой родины в произведении Кедрина. Бунинская трактовка, поэтически оформленная летом 1916 г., настолько оригинальна, что вызывает удивление и у современного читателя.
В портрете новой Аленушки, жительницы лесной стороны, лирический повествователь подчеркивает смуглость и малый рост. Внимание привлекают глаза героини: они удостаиваются трех однородных определений – «горячие, блескучие, стоячие».
Антитеза, выраженная анафорой «мала» и фразой «пьет с отцом», начинает череду неодобрительных оценок поведения героини, разбросанных по всему тексту.
В поисках женского счастья Аленушка отправляется на любовное свидание, но ее намерение «дружка искать» не приносит результатов. Лирический повествователь комментирует случай риторической парой – вопросом и восклицанием, в которых подчеркивается не только легкомысленность, но несообразительность и небольшой ум Аленушки. Иронические риторические фигуры несут в себе явные отголоски народной лирической песни.
Измаявшись «безделием» и ожиданием, девушка развела костер. «Огонь востер» быстро распространился по сухому лесу. Он вызвал пожар «на тыщу верст». Сама же героиня, загадочная девушка с огненными глазами, пропала без вести.
По версии Бунина, любовь несет разлуку, измену и душевные мучения. Она подобна беспощадному и всепоглощающему костру, который сулит героине страдания, а иногда и смерть. Женские персонажи «Песен» – яркое подтверждение этому тезису. В «Аленушке» драматическая любовная коллизия принимает вселенский масштаб. Ее огонь сжигает не только душу горемычной девушки, но проявляется на внешнем уровне, уничтожая лесные угодья.
Бунинская версия «Аленушки» – жанровый сплав сказки, песни и психологической новеллы. В стихотворении отразились тенденции к эпизации и прозаизации поэтического слога, характерные для авторской художественной манеры 10-х гг. XX в.
Автор: Иван Бунин