Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владимир Маяковский

«Во весь голос» В. Маяковский

Первое вступление в поэму
Уважаемые
              товарищи потомки!
Роясь
        в сегодняшнем
                окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потемки,
вы,
    возможно,
                спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
                        ваш ученый,
кроя эрудицией
                  вопросов рой,
что жил-де такой
                певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,
              снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
                  о времени
                            и о себе.
Я, ассенизатор
                    и водовоз,
революцией
              мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
              из барских садоводств
поэзии –
              бабы капризной.
Засадила садик мило,
дочка,
      дачка,
              водь
                    и гладь –
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
              набравши в рот –
кудреватые Митрейки,
                  мудреватые Кудрейки –
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина –
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н…»
Неважная честь,
                  чтоб из этаких роз
мои изваяния высились
                                по скверам,
где харкает туберкулез,
где блядь с хулиганом
                            да сифилис.
И мне
        агитпроп
                    в зубах навяз,
и мне бы
          строчить
                  романсы на вас, –
доходней оно
                и прелестней.
Но я
    себя
        смирял,
                становясь
на горло
              собственной песне.
Слушайте,
            товарищи потомки,
агитатора,
              горлана-главаря.
Заглуша
            поэзии потоки,
я шагну
        через лирические томики,
как живой
              с живыми говоря.
Я к вам приду
                в коммунистическое далеко
не так,
        как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
              через хребты веков
и через головы
                  поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
                      но он дойдет не так, –
не как стрела
                  в амурно-лировой охоте,
не как доходит
                  к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
            трудом
                      громаду лет прорвет
и явится
            весомо,
                      грубо,
                            зримо,
как в наши дни
                  вошел водопровод,
сработанный
              еще рабами Рима.
В курганах книг,
                        похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
    с уважением
                    ощупывайте их,
как старое,
              но грозное оружие.
Я
  ухо
      словом
              не привык ласкать;
ушку девическому
                    в завиточках волоска
с полупохабщины
              не разалеться тронуту.
Парадом развернув
                        моих страниц войска,
я прохожу
              по строчечному фронту.
Стихи стоят
                свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
                            и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
                    к жерлу прижав жерло
нацеленных
              зияющих заглавий.
Оружия
        любимейшего
                            род,
готовая
          рвануться в гике,
застыла
          кавалерия острот,
поднявши рифм
                    отточенные пики.
И все
        поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
                                      пролетали,
до самого
              последнего листка
я отдаю тебе,
                  планеты пролетарий.
Рабочего
              громады класса враг –
он враг и мой,
                    отъявленный и давний.
Велели нам
                  идти
                        под красный флаг
года труда
              и дни недоеданий.
Мы открывали
                    Маркса
                            каждый том,
как в доме
              собственном
                        мы открываем ставни,
но и без чтения
                      мы разбирались в том,
в каком идти,
                  в каком сражаться стане.
Мы
    диалектику
                учили не по Гегелю.
Бряцанием боев
                    она врывалась в стих,
когда
      под пулями
                  от нас буржуи бегали,
как мы
      когда-то
              бегали от них.
Пускай
        за гениями
                      безутешною вдовой
плетется слава
                    в похоронном марше –
умри, мой стих,
                    умри, как рядовой,
как безымянные
              на штурмах мерли наши!
Мне наплевать
                  на бронзы многопудье,
мне наплевать
              на мраморную слизь.
Сочтемся славою –
              ведь мы свои же люди, –
пускай нам
              общим памятником будет
построенный
                в боях
                        социализм.
Потомки,
          словарей проверьте поплавки:
из Леты
        выплывут
                остатки слов таких,
как «проституция»,
                        «туберкулез»,
                                      «блокада».
Для вас,
        которые
                здоровы и ловки,
поэт
    вылизывал
                чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов
              я становлюсь подобием
чудовищ
          ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
                      давай
                            быстрей протопаем,
протопаем
            по пятилетке
                            дней остаток.
Мне
    и рубля
              не накопили строчки,
краснодеревщики
              не слали мебель на дом.
И кроме
          свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
                      мне ничего но надо.
Явившись
        в Це Ка Ка
                        идущих
                            светлых лет,
над бандой
              поэтических
                            рвачей и выжиг
я подыму,
        как большевистский партбилет,
все сто томов
                      моих
                            партийных книжек.

Декабрь 1929 – январь 1930 г.

Анализ поэмы Маяковского «Во весь голос»

В последние месяцы жизни автор был занят подготовкой к выставке, посвященной 20-летию литературного труда. Приближающаяся юбилейная дата была омрачена ожесточенной критикой и подковерными играми чиновников от искусства. Внешние обстоятельства породили замысел поэта обратиться к потомкам напрямую, без посредников, которые могут исказить цели и идеи его творчества. В качестве своей аудитории Маяковский видел будущих граждан идеальной страны, охарактеризованной как «коммунистическое далеко».

Поэт планировал создать большое произведение, посвященное реалиям социалистической современности. Зимой 1929–30 гг. он написал первое вступление к грандиозному проекту. Работа не получила продолжения, и художественный текст, позиционируемый Маяковским как вступительный, позже был оценен исследователями как законченный и самостоятельный.

Предмет разговора со счастливым поколением «здоровых и ловких» – творческое кредо и итоги поэтической деятельности. Определяя их, лирический герой не стесняется разговорных, зачастую грубых выражений. Он и рекомендует себя нарочито сниженной фразой: «ассенизатор и водовоз», тематика стихов которого была вызвана и оправдана революционным духом эпохи.

Образы поэзии-«капризной бабы» и лирического «я» –фронтовика являются средствами выражения основной антитезы, охватывающей ключевые идеи мировоззрения автора. Он противопоставляет эстетский и социальный подходы к искусству, разводя их под двум непримиримым лагерям.

С одной стороны находится мещанский рай, замкнутый в рамках милого барского садика. Ему соответствует недостойная, оскорбительно мелочная тематика, воспевающая «водь и гладь». На другом полюсе вырастает грандиозная метафора, в которой стихотворные строки уподобляются оружию, а поэт – полководцу, бескорыстному служителю нового общества.

В художественном пространстве моделируется масштабная картина парада, участниками которого становятся страницы, стихи, поэмы, кавалерия сатирических приемов. Каждая из групп олицетворенных персонажей детализована: поэмы, подобно артиллерии, вооружены заглавиями, а остроты – «отточенными пиками» рифм. Отважные и опытные бойцы замирают, ожидая приказ к отправке на идеологический фронт.

Герой допускает гибель фантастического войска: она расценивается как слагаемое победы. Поэт презирает внешние знаки почтения, пренебрежительно определяя памятники как «бронзы многопудье» и «мраморную слизь». Главным достижением социальной лирики он считает построение принципиально нового общества – идеального, здорового и гармоничного.

Лирический субъект, по-маяковски горластый и грубоватый, убежден в своей правоте и бесстрашно обращается к суду будущего. Тем интереснее проследить развитие неуверенных и трагических интонаций по тексту поэмы. Показательный пример неожиданно возникает в рамках антитезы «чистого» и социального искусства. Герой-«агитатор» искренне признается, что утомлен «агитпроповской» тематикой. Каким образом выходит из кризиса социальный поэт? Далеко не лучшим: он проповедует самоограничение, предписывающее задушить «собственную песню» ради блага будущих поколений. Мотивами усталости и одиночества продиктовано обращение к «товарищу жизни», суть которого сводится к желанию побыстрее закончить «дней остаток» очередной пятилетки.

В современном прочтении откровения «мобилизованного революцией», который уверен в скором будущем социального рая, приобретают жанровые черты утопии. Трагические мотивы усиливает факт отсутствия идеальной аудитории: фигуры слушателей новой формации, равно как и уверенные результаты борьбы с застарелыми пороками, пока остаются в области мечты.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийПоэмы
Поэмы


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах