«Ргobléme» Ф. Тютчев
С горы скатившись, камень лег в долине – Как он упал? никто не знает ныне – Сорвался ль он с вершины сам собой, Иль был низринут волею чужой!..________________Столетье за столетьем пронеслося, Никто еще не разрешил вопроса…
<15 января 1833; 2 апреля 1857>
Анализ стихотворения Тютчева «Ргobléme»
В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение «Problème» (с французского – «Проблема»), относящееся к философской лирике. Впоследствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. Произведение включает в себя всего шесть строк, но в столь малом объеме поэту удалось сказать очень многое. Главная тема текста – неспособность человека в полной мере познать природу и тайны бытия. В самом начале стихотворения дается свершившееся событие, вполне рядовое, ничего необычного в нем нет, – с горы скатился камень и оказался в долине. Как это произошло, никому неизвестно – «сорвался ли он с вершины сам собой» или причиной тому стали некие внешние обстоятельства? Идет время, проносятся столетия, но разгадку так никто и не сумел отыскать. Тезисы о невозможности познания природы и бытия встречаются и в других стихотворениях Тютчева разных периодов его творчества, среди них – «Увы, что нашего незнанья…» (1854) и «Нам не дано предугадать…» (1869). В миниатюре «Problème» также затрагивается тема противопоставления воли мыслительному процессу. Тютчев сравнивает два подхода. Первый – мир управляется разумными взглядами. Второй – на все, что происходит с человеком и природой, оказывает влияние чужое веление. Скорей всего, имеется в виду веление Высших сил. В рассматриваемом тексте поэт делает вполне конкретный выбор. Сравнивая два состояния – мысли и воли – Федор Иванович решает предпочесть второе. По его мнению, именно воле отведена созидающая роль в нашем мире.
Стихотворение «Problème» оказало сильнейшее влияние на представителей акмеизма. В статье «Утро акмеизма», принадлежащей перу Мандельштама, сказано, что камень Тютчева, скатившийся с горы и легший в долине, – это слово. По мысли Осипа Эмильевича, «голос материи в этом неожиданном падении звучит как членораздельная речь». Далее говорится, что на сделанный вызов существует единственно возможный ответ – архитектура. Акмеисты – это художники, с благоговением поднимающие камень Тютчева и помещающие его в основу своего здания. Сам Мандельштам в период увлечения акмеизмом действительно следовал мыслям, высказанным в вышеназванной статье. В его творчестве значительную роль играла архитектура, важное место отводилось символике камня, даже дебютный сборник молодого поэта получил название «Камень».