«Роландов рог» М. Цветаева
Как нежный шут о злом своём уродстве,
Я повествую о своём сиротстве:За князем – род, за серафимом – сонм,
За каждым – тысячи таких, как он,Чтоб, пошатнувшись, – на живую стену
Упал и знал, что – тысячи на смену!Солдат – полком, бес – легионом горд.
За вором – сброд, а за шутом – всё горб.Та́к, наконец, усталая держаться
Сознаньем: перст и назначеньем: драться,Под свист глупца и мещанина смех –
Одна из всех – за всех – противу всех! –Стою и шлю, закаменев от взлёту,
Сей громкий зов в небесные пустоты.И сей пожар в груди тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, рог!
Март 1921 г.
Анализ стихотворения Цветаевой «Роландов рог»
Рыцарь Роланд – популярнейший герой эпохи раннего французского Средневековья. О том, что он действительно жил на свете, говорится лишь в одном документе – биографии «Жизнь Карла Великого», написанной франкским ученым Эйнхардом. В эпических сказаниях Роланд предстает храбрейшим рыцарем и родным племянником короля франков Карла I Великого. Погиб герой в битве в Ронсевальском ущелье. На отряд под его предводительством напали сарацины. Внезапная атака в эпосе объясняется изменой со стороны Ганелона – приближенного Карла и врага Роланда. Перед смертью рыцарь успел позвать на помощь короля, протрубив в свой знаменитый рог. Карл услышал зов вассала и поспешил отомстить за него. Бесстрашный рыцарь стал главным героем «Песни о Роланде» – самого раннего из сохранившихся эпических произведений Франции. По информации исследователей, написано оно через несколько столетий после реальной Ронсевальской битвы, произошедшей в 778 году.
В истории про Роланда важнейшую роль играет его олифант – сигнальный рог, который носили с собой средневековые рыцари. Изготавливались подобные инструменты из слоновьих бивней. Зачастую их украшали резьбой, металлическими или серебряными цепями и кольцами.
«Роландов рог» – стихотворение, написанное в марте 1921 года. Его ключевая тема – тотальное одиночество поэта. Согласно Цветаевой, творческая личность – сирота. За каждым в мире кто-то стоит: за солдатом – полк, за серафимом – сонм, за вором – сброд, за князем – род. И только стихотворец вынужден в одиночку противостоять толпе, которая освистывает и осмеивает его. Впрочем, иногда и ему не хватает сил. Тогда приходит время обратиться за помощью, протрубив в рог, направив зов в небесные пустоты. Мотив сиротства был крайне важен для Цветаевой. Мысли, подобные тем, что высказаны в стихотворении, встречаются в записных книжках поэтессы. В 1918 году она писала, что находится вне профессии, ранга, сословия, что за ней – пустота.
Первый образ, который вводится в стихотворение, – шут. Профессия эта особенно широкое распространение получила в Средневековье. Шут воспринимался в качестве символического близнеца короля. Ему позволялось безнаказанно говорить даже самую горькую и неприглядную правду в завуалированной форме. Для Средних веков, когда король и вельможи часто не могли в открытую критиковать друг друга, шут был спасением. По сути, он единственный обладал свободой слова. У Цветаевой шут становится олицетворением поэта – одинокого, но при этом способного в открытую высказывать свои мысли. Ближе к финалу стихотворения появляется образ рыцаря. Согласно «Песни о Роланде», франкский отряд потерпел поражение из-за того, что Роланд поздно протрубил в рог. Он считал, что обращение за помощью – признак трусости. Получается, Роланд погубил своих воинов исключительно из-за собственной гордости. Здесь Цветаева объединяет два образа. Шут одинок, потому что уродлив и наделен свободой слова. Одиночество рыцаря – следствие его гордыни.