«Заброшенный дом» А. Белый
Заброшенный дом.
Кустарник колючий, но редкий.
Грущу о былом:
«Ах, где вы – любезные предки?»Из каменных трещин торчат
проросшие мхи, как полипы.
Дуплистые липы
над домом шумят.И лист за листом,
тоскуя о неге вчерашней,
кружится под тусклым окном
разрушенной башни.Как стерся изогнутый серп
средь нежно белеющих лилий –
облупленный герб
дворянских фамилий.Былое, как дым…
И жалко.
Охрипшая галка
глумится над горем моим.Посмотришь в окно –
часы из фарфора с китайцем.
В углу полотно
с углем нарисованным зайцем.Старинная мебель в пыли,
да люстры в чехлах, да гардины…
И вдаль отойдешь… А вдали –
равнины, равнины.Среди многоверстных равнин
скирды золотистого хлеба.
И небо…
Один.Внимаешь с тоской
обвеянный жизнию давней,
как шепчется ветер с листвой,
как хлопает сорванной ставней.
Июнь 1903 г., Серебряный Колодезь.
Сборник «Золото в лазури» (1904). Цикл «Прежде и теперь».
Анализ стихотворения Андрея Белого «Заброшенный дом»
Какая печальная атмосфера царит в стихотворении Андрея Белого «Заброшенный дом»! Оно было написано в имении Серебряный Колодезь, что принадлежало родителям поэта, в 1903 году. Пройдёт всего пять лет, и матери А. Белого придётся продать его, невзирая на то, что пребывание в усадьбе вдохновляло её сына на самые пронзительные стихи. Это тягостное предчувствие заметно в строках произведения.
Сюжет прост: автор, он же лирический герой, бродит по некому неназванному заброшенному поместью и понемногу проникается его тоскливым духом. Внимательно смотрит поэт на различные предметы, видит в них признаки увядания и описывает их с помощью точно подобранных эпитетов. Например, автор упоминает «дуплистые липы», и читатель понимает, что на этих деревьях уже лежит печать старения. Ведь молодые и здоровые стволы не имеют полостей, в то время как древние и больные рассыхаются, и в них чаще образуются пустоты.
Строения автор обнаруживает в не менее неприглядном виде. Стены, замечает поэт, постепенно исчезают под слоем растительности. Для мха у Белого находится интересное сравнение. Эти необычные растения, не имеющие ни корней, ни цветов, напоминают автору полипы, не менее странные представители животного мира. Впрочем, поэт вполне мог иметь в виду и болезненные наросты на человеческом теле. И тогда этот образ становится ещё более символичным.
Лирический герой заглядывает в дворянский дом. О том, что это именно бывшее жилище аристократической семьи, указывает обветшавший герб, когда-то украшенный лилиями и луной, которую поэт метафорически называет серпом. Более того, кажется, что Андрей Белый намекает на представителей царского дома, поскольку лилии издавна использовались именно в монаршей геральдике.
Протагонист внимательно рассматривает атрибуты некогда богатой жизни. Замечает фарфоровую фигурку китайского болванчика на часах, тяжёлые гардины, старинную мебель, роскошные люстры, прикрытые чехлами. Даже простой с виду рисунок зайчика не кажется неуместным – возможно, эту картинку нарисовал дворянский отпрыск, и родители повесили её на стену в порыве гордости за чадо.
Все эти предметы покрыты толстым слоем пыли, что указывает на давнее запустение. Однако когда герой оборачивается, то он видит полные жизни равнины. Тут и там стоят скирды золотой пшеницы. Но глядя на эти прекрасные вещи, поэт не испытывает радости. Наоборот, его одиночество становится острее.
Представляется, что под всеми этими образами скрывается предчувствие конца эпохи. Заброшенная усадьба – это эра аристократии, блеска и высокой культуры, но она уходит в прошлое, угасает так же неумолимо, как разрушается оставленный рачительным хозяином дом. Золотые поля – это будущее России, время благоденствия тех, кто связан с землёй – крестьян. Однако сам поэт не относится ни к тем, ни к другим, а потому чувствует страшное одиночество.