Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Стихотворный размер

Одна из важных характеристик поэтического текста – это стихотворный размер. Она показывает, сколько стоп того или иного метра укладывается в одну строку. Напомним, что стопа – это группа слогов, обладающая определённым ритмическим ударением. Метр – это способ организации стоп в строке. Чтобы понять, каким размером обладает тот или иной стих, нужно определить его метр и посчитать количество стоп.

Стихотворные размеры делятся на односложные, двухсложные, трёхсложные и т. д. В различных системах стихосложения применяются свои размеры. Так, например, в русском силлабо-тоническом стихосложении, которое предполагает строгий порядок чередования ударных и безударных слогов и фиксированное количество стоп в стихе, наиболее распространёнными являются четырёх– и пятистопные ямбы, четырёх– и шестистопные хореи, трёх– и четырёхстопные дактили, амфибрахии и анапесты.

Проиллюстрируем каждый из этих размеров примерами.

Ямб

Говоря об этом стихотворном метре, нельзя не вспомнить творчество Александра Сергеевича Пушкина. Исследователи Н. В. Лапшина, И. К. Романович и Б. И. Ярхо проанализировали наследие великого поэта и пришли в выводу, что значительная часть (более 30 000 произведений) его работ написана именно ямбом. Вот пример четырёхстопного ямба из стихотворения «К живописцу»:

Дитя| харит| и вдох|нове|нья,
В поры|ве пла|меной| души,
Небреж|ной кис|тью на|слажде|нья
Мне дру|га серд|ца на|пиши

В этом отрывке видим стопы, в которых ударение пропущено. Такое явление называется пиррихием (от греческого слова «pyrrichios» – «военная пляска»). Заметим, что отсутствие предполагающегося ударения не влияет на размер. Точно так же, как и наличие одного «лишнего» слога в конце нечётных строк. Поскольку он безударный, то за отдельную стопу не засчитывается.

Вот отрывок из стихотворения «Певец», написанного пятистопным ямбом:

Слыха|ли ль вы| за ро|щей глас| ночной
Певца| любви|, певца| своей| печа|ли?
Когда| поля| в час ут|ренний| молча|ли,
Свире|ли звук| уны|лый и| простой
Слыха|ли ль вы?

Сонет «Поэту» представляет собой пример использования шестистопного ямба:

Поэт|! не до|рожи| любо|вию| народ|ной.
Востор|женных| похвал| пройдёт| минут|ный шум;
Услы|шишь суд| глупца| и смех| толпы| холод|ной,
Но ты| остань|ся твёрд|, споко|ен и| угрюм.

Отметим, что несмотря на популярность именно таких размеров, более краткие двух– и трёхсложные ямбы тоже имеют место в поэзии. Чаще всего можно встретить их в детской поэзии. Следующий отрывок написан двухстопным ямбом:

На| парад
Идёт| отряд.

«Барабан», А. Л. Барто.

Вот пример использования трёхстопного ямба:

Купи|ли мне| матрос|ку,
И па|па мне| сказал:
– Сегод|ня мы| на ёл|ку
Пойдём| в огром|ный зал.

«Ёлка», А. Л. Барто.

Хорей

Рассмотрим этот стихотворный размер на примере произведений Афанасия Афанасьевича Фета. Вот отрывок стихотворения, размером которого является четырёхстопный хорей:

Ночь свет|ла, мо|роз си|яет,
Выхо|ди – сне|жок хрус|тит;
Пристяж|ная| озя|бает
И на| месте| не сто|ит.

«Ночь светла, мороз сияет…»

Пятистопный хорей:

Что за| ночь! Про|зрачный| воздух| скован;
Над зем|лей клу|бится |аро|мат.
О, те|перь я |счастлив|, я взвол|нован,
О, те|перь я |выска|заться| рад!

«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»

Пример использования шестистопного хорея находим у Валерия Яковлевича Брюсова в поэме «Конь блед»:

Лили| свет| безжа|лостный| прико|ванны|е лу|ны,
Луны|, сотво|ренны|е вла|дыка|ми ес|теств.
В этом| свете|, в этом| гуле| – души| были| юны,
Души| опья|невших|, пьяных| горо|дом су|ществ.

Для детской поэзии более характерны стихи, в которых применяются двух- или трёхстопные хореи.

Еха|ли мед|веди
На ве|лоси|педе.
А за| ними| кот
Задом| напе|рёд.
А за| ним ко|мари|ки
На воз|душном| шари|ке.

Дактиль

Как отмечено выше, в русской силлабо-тонической поэзии наиболее употребительны трёх– и четырёхстопные дактили. Проиллюстрировать применение этих стихотворных размеров можно стихотворением В. Я. Брюсова «Месяц задумчивый, полночь глубокая…», в котором обнаруживаются оба этих размера:

Месяц за|думчивый|, полночь глу|бокая…
Хутор в сте|пи оди|нок
Дремлет в мол|чанье рав|нина ши|рокая,
Тёпел ноч|ной вете|рок.

В нечётных строках видим четырёхстопный дактиль, а в чётных всего три стопы, причём последние состоят всего из одного слога. Но поскольку слог ударный, то его можно считать целой стопой.

Примером встречающегося реже двухстопного дактиля является стихотворение В. С. Соловьёва «Вновь белые колокольчики»:

В грозные, знойные
Летние дни
Белые, стройные
Те же они.

Амфибрахий

Двухстопный амфибрахий также нечасто встречается, но иногда его можно обнаружить, например, в стихах А. С. Пушкина:

Румяной| зарёю
Покрылся| восток,
В селе за| рекою
Потух о|гонёк.

«Вишня».

Трёхстопный амфибрахий – более распространённое явление. У А. А. Фета читаем:

Шумела| полночна|я вьюга
В лесной и| глухой сто|роне.
Мы сели| с ней друг по|дле друга.
Валежник| свистал на| огне.

«Шумела полночная вьюга…»

Четырёхстопный амфибрахий:

Гляжу, как| безумный|, на чёрну|ю шаль,
И хладну|ю душу| терзает| печаль.
Когда лег|коверен| и молод| я был,
Младую| гречанку| я страстно| любил

«Чёрная шаль», А. С. Пушкин.

Анапест

В поэзии русского символиста Андрея Белого часто встречаются различные анапесты. Вот пример двухстопного анапеста:

Горы в брач|ных венцах.
Я в востор|ге, я мо|лод.
У меня| на горах
очисти|тельный хо|лод.

«На горах».

Трёхстопный анапест:

Пролета|ю: так пу|сто, так го|ло…
Пролета|ют – вон там| и вон здесь,
Пролета|ют – за сё|лами сё|ла,
Пролета|ет – за ве|сями весь;

«Из окна вагона».

Четырёхстопный анапест обнаруживаем в стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Огородник»:

Я слыхал| на селе| от своих| молодиц,
Что и сам| я пригож|, не уро|дом рождён, –
Словно со|кол гляжу|, круглолиц|, белолиц,
У меня| ль, молодца|, кудри – чё|саный лён.

Намного реже в русской поэзии встречаются такие размеры, где стопа состоит из меньшего или большего количества слогов в стопе. Например, односложный размер брахиколон, стопа которого состоит из одного слога, получил распространение только в начале XX века. Такие авторы, как В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев и другие, использовали этот размер как способ усилить напористость стихов за счёт постоянных ударных стоп. Вот пример современной поэзии на основе брахиколона:

…Туч| вязь,
Бязь| мхов,
Сквозь| грязь
Плеск| снов.
В крик| – песнь,
Кол| в грудь –
Вот| весь
Наш| путь.
В кровь| кисть,
В глаз| свет.
Друг| чист,
Я|– нет.

«Друг», автор Линнета-из-Есеней.

Другие размеры

  • четырёхсложные размеры (пеоны, хориямб, антиспаст, диспондей, эпитрит и др.);
  • пятисложные размеры (пиррихиямб, месобрахий, киприй, амебей, дохмий и др.).

Последние два типа характерны для античного стихосложения, но иногда некоторые вариации на тему этих размеров можно встретить и в русской поэзии. Вот пример имитированного хориямба (схема стопы ! _ _ !):

Конь спотыка|ется под ним

«Измаил-бей», М. Ю. Лермонтов.

В час незабвен|ный, в час| печальный…

«Для берегов отчизны дальной…», А. С. Пушкин.

Пример имитации антиспаста (схема стопы _! ! _):

Верста слева|, верста справа,
Верста в брови|, верста в тыл.
Тому песня|, тому слава…

«Молодец», М. И. Цветаева.

Ещё одно интересное явление – тактовик. Этот размер предполагает наличие интервалов между ударениями. Употребление тактовика характерно для русской народной поэзии, песен, а также произведений, имитирующих фольклор. В качестве примера применения этого размера можно привести фрагмент из «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова:

Как видим, в этом отрывке преобладают стопы хорея, но между ними есть безударные стопы, паузы. Благодаря им повествование действительно напоминает старинное народное сказание.

Заметим, что многие поэты современности продолжают пользоваться рассмотренными размерами. Но есть и такие, которые предпочитают экспериментировать и создавать новые формы.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах