Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Пиррихий

Русское силлабо-тоническое стихосложение – это строгая система, основные принципы которой были сформулированы ещё в XVIII веке. Известные поэты и исследователи литературы М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский, пользуясь терминологией и теорией античной метрики, ввели в обращение такие понятия, как ямб, хорей и т. п. Так, ямбический метр, согласно предложенному ими определению, подразумевает чёткое чередование двухсложных стоп, состоящих из безударного (первый слог) и ударного (второй слог) слогов в стихе.

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий.

Термин «пиррихий» также был заимствован из древнегреческого языка. Этим словом («pyrrichios») именовали танец с оружием, который исполняли спартанские и критские воины. Возможно, в этом понятии нашла отражение связь поэзии, музыки и танца. Пиррихий в античном стихосложении определялся как двухсложная стопа, длящаяся две моры. Морой называли промежуток времени, необходимый для декламации краткого «слабого» слога. Классики русской силлаботоники не признавали полностью безударных стоп, поэтому в этой системе пиррихий трактуется как вспомогательный элемент стихосложения.

Пиррихий – достаточно распространённое явление в русской поэзии. Мы встречаем его в произведениях самых различных авторов. Вот фрагменты различных произведений, где обнаруживается этот феномен. Для наглядности безударные стопы будем выделять курсивом.

В качестве первого примера приведём отрывок оды самого Михаила Васильевича Ломоносова:

Отметим, что поэт считал главными признаком хорошего стихотворения единообразие стоп, не нарушаемое ни спондеями, ни пиррихиями. Однако последние всё-таки обнаруживаются в его собственных строках.

В следующем стихотворении пиррихии присутствуют почти в каждой строке:

Достаточно часто можно заметить безударные стопы у А. С. Пушкина. Вот фрагмент одного из произведений великого русского поэта:

Обратим внимание, что чаще пиррихии обнаруживаются в тех случаях, когда в тексте произведения задействованы слова, состоящие из большого количества букв. Вот несколько примеров стихотворений, сложенных из таких «длинных» слов:

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.


Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.

26 февраля написаны: Русская песня (Не скажу никому…) (Алексей Кольцов) 1840 г. Деревенский вечер (Алексей Апухтин) 1856 г. Как трудно повторять живую красоту… (Афанасий Фет) 1888 г. Notturno (ночное) (Иннокентий Анненский) 1890 г.

У Пушкина было 5 дуэлей, собирался вставать к барьеру не менее 30 раз. https://pishi-stihi.ru/skolko-duelej-bylo-u-pushkina.html


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах