Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Размеры, метры, стопы

Пиррихий

Русское силлабо-тоническое стихосложение – это строгая система, основные принципы которой были сформулированы ещё в XVIII веке. Известные поэты и исследователи литературы М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский, пользуясь терминологией и теорией античной метрики, ввели в обращение такие понятия, как ямб, хорей и т. п. Так, ямбический метр, согласно предложенному ими определению, подразумевает чёткое чередование двухсложных стоп, состоящих из безударного (первый слог) и ударного (второй слог) слогов в стихе.

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий.

Термин «пиррихий» также был заимствован из древнегреческого языка. Этим словом («pyrrichios») именовали танец с оружием, который исполняли спартанские и критские воины. Возможно, в этом понятии нашла отражение связь поэзии, музыки и танца. Пиррихий в античном стихосложении определялся как двухсложная стопа, длящаяся две моры. Морой называли промежуток времени, необходимый для декламации краткого «слабого» слога. Классики русской силлаботоники не признавали полностью безударных стоп, поэтому в этой системе пиррихий трактуется как вспомогательный элемент стихосложения.

Пиррихий – достаточно распространённое явление в русской поэзии. Мы встречаем его в произведениях самых различных авторов. Вот фрагменты различных произведений, где обнаруживается этот феномен. Для наглядности безударные стопы будем выделять курсивом.

В качестве первого примера приведём отрывок оды самого Михаила Васильевича Ломоносова:

Отметим, что поэт считал главными признаком хорошего стихотворения единообразие стоп, не нарушаемое ни спондеями, ни пиррихиями. Однако последние всё-таки обнаруживаются в его собственных строках.

В следующем стихотворении пиррихии присутствуют почти в каждой строке:

Достаточно часто можно заметить безударные стопы у А. С. Пушкина. Вот фрагмент одного из произведений великого русского поэта:

Обратим внимание, что чаще пиррихии обнаруживаются в тех случаях, когда в тексте произведения задействованы слова, состоящие из большого количества букв. Вот несколько примеров стихотворений, сложенных из таких «длинных» слов:

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.


Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Лермонтов; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Пастернак; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Суриков; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах