Как писать стихи

Дактиль


Дактиль представляет собой одну из форм организации слогов в стихотворении. Стопа (элемент стихотворной структуры) дактиля состоит из трёх слогов, первый из которых является ударным. Если представить это в виде схемы, где «_» – безударный слог, а «!» обозначает ударный слог, то получим следующий вид:
! _ _

Сам термин пришёл из греческого языка; «daktylos» буквально означает «палец». Считается, что это название возникло в связи со сходством этой стопы и пальца руки: первая фаланга пальца длиннее остальных двух. Аналогично расположены слоги в дактиле, где первый слог более сильный и долгий, нежели другие два.

Литературоведы отмечают, что в русской силлабо-тонической поэзии XVIII века чаще встречались двухстопные дактили (схема: ! _ _ ! _ _ ). С XIX века были наиболее распространены трёхстопные (схема: ! _ _ ! _ _ ! _ _) и четырёхстопные (схема: ! _ _ ! _ _! _ _ ! _ _ ) дактили.

Для наилучшего запоминания размеры можно заучить фразу «Вырыта| дактилем| яма глу|бокая». Как видим, здесь представлен четырёхстопный дактиль.

Многие известные поэтические произведения написаны именно этим метром. Самое первое, что приходит на ум, когда речь заходит о четырёхстопном дактиле, это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Тучи»:

Тучки не|бесные|, вечные |странники!
Степью ла|зурною|, цепью жем|чужною
Мчитесь вы|, будто как| я же, из|гнанники
С милого| севера| в сторону| южную.

Кто же вас| гонит: судь|бы ли ре|шение?
Зависть ли |тайная? |злоба ль от|крытая?
Или на |вас тяго|тит преступ|ление?
Или дру|зей клеве|та ядо|витая?

Вот ещё один пример стихотворения М. Ю. Лермонтова, написанного дактилем:

Я, матерь| божия,| ныне с мо|литвою
Пред твоим |образом|, ярким си|янием,
Не о спа|сении|, не перед| битвою,
Не с благо|дарностью|, иль пока|янием,

Не за сво|ю молю| душу пус|тынную,
За душу| странника| в свете без|родного;
Но я вру|чить хочу |деву не|винную
Тёплой за|ступнице| мира хо|лодного.

«Молитва («Я, матерь божия, ныне с молитвой…)».

В этих отрывках представлены полные стопы, содержащие ровно по три слога. Часто можно встретить строки, в которых последняя стопа укорочена на один-два слога. Примером этого может служить стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Звёзды закрыли ресницы». Оно написано трёхстопным дактилем. Особенность размера заключается в том, что в каждой строке есть как полные стопы, так и неполные, содержащие по 1-2 слога. Однако среди них есть ударные, поэтому такую стопу необходимо учитывать как полную.

Звёзды зак|рыли рес|ницы,
Ночь завер|нулась в ту|ман;
Тянутся |грёз вере|ницы,
В сердце лю|бовь и об|ман.

Кто-то во |мраке тос|кует,
Чьи-то ры|данья зву|чат;
Память бы|лое ри|сует,
В сердце — на|смешки и |яд.

Тени за|бытой уп|рёки…
Ласки не|давней об|ман
Звёзды не|мые да|лёки,
Ночь завер|нулась в ту|ман.

В другом стихотворении В. Я. Брюсова, «Ночью (Дремлет Москва, словно самка спящего страуса…» помимо стоп, характерных для дактиля, встречаются паузы и короткие стопы (хореи). Тем не менее, размер этого произведения всё равно соответствует четырёхстопному дактилю.

Дремлет Моск|ва, словно| самка спящего |страуса,
Грязные |крылья по |тёмной |почве рас|кинуты,
Кругло-тя|жёлые |веки без|жизненно |сдвинуты,
Тянется |шея — без|звучная, |чёрная| Яуза.

Чуешь се|бя в афри|канской пус|тыне на |роздыхе.
Чу! что за| шум? не ле|тят ли а|рабские |всадники?
Нет! ка|чая грузными |крыльями| в воздухе,
То прибли|жаются |хищные |птицы — стер|вятники.

Падали |запах зна|ком кры|латым раз|бойникам,
Грозен| голос| близкого к |жизни воз|мездия.
Встанешь, гля|дишь… а о|ни все кру|жат над по|койником,
В небе ж тро|пическом |ярко свер|кают со|звездия.

Многие произведения Афанасия Афанасьевича Фета написаны трёхстопным дактилем. Вот отрывки некоторых из них:

Ты гово|ришь мне: прос|ти!
Я гово|рю: до сви|данья!
Ты гово|ришь: не грус|ти!
Я замыш|ляю при|знанья.

Дивный был |вечер вче|ра!
Долго он |будет в по|мине;
Всем, — только| нам не по|ра;
Пламя блед|неет в ка|мине.

«Ты говоришь мне: прости…».

Зеркало| в зеркало,| с трепетным |лепетом,
Я при све|чах наве|ла;
В два ряда| свет — и та|инственным |трепетом
Чудно го|рят зерка|ла.

Страшно при|помнить ду|шой оро|белою:
Там, за спи|ной, нет ог|ня
Тяжкое |что-то над| шеею| белою
Плавает|, давит ме|ня!

«Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…».

Вот лёгкое и нежное стихотворение Ивана Андреевича Бунина, написанное четырёхстопным дактилем:

Тает, си|яет лу|на в обла|ках,
Яблоня| в белых, куд|рявых цве|тах.

Зыбь обла|ков и мел|ка, и неж|на,
Возле лу|ны голу|бая о|на.

В холоде| голых, проз|рачных ал|лей,
Пробует |цокать, тре|щит соло|вей.

В доме, уж |тёмном, в рас|крытом ок|не,
Девочка |косы плет|ёт при лу|не.

Сладок и| нов ей ве|сенний рас|сказ,
Миру рас|сказанный |тысячу |раз.

«Первый соловей»

Благодаря использованному метру ритм произведения действительно кажется тающим: сначала звучит первый громкий ударный звук, а затем ритм ослабевает. При этом последняя укороченная стопа, состоящая из одного ударного слога, придаёт оптимистичный мажорный настрой.

Прекрасное стихотворение Анны Ахматовой «Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…») также написано дактилем.

Муза-сест|ра загля|нула в ли|цо,
Взгляд её| ясен и| ярок.
И отня|ла золо|тое коль|цо,
Первый ве|сенний по|дарок.

Муза! Ты |видишь, как| счастливы |все
Девушки|, женщины|, вдовы…
Лучше по|гибну на коле|се,
Только не| эти о|ковы.

Знаю: га|дая, и |мне обры|вать
Нежный цве|ток марга|ритку.
Должен на |этой зем|ле испы|тать
Каждый лю|бовную| пытку.

Жгу до за|ри на о|кошке све|чу
И ни о |ком не тос|кую,
Но не хо|чу, не хо|чу, не хо|чу
Знать, как це|луют дру|гую.

Завтра мне |скажут, сме|ясь, зерка|ла:
«Взор твой не| ясен, не| ярок…»
Тихо от|вечу: «О|на отня|ла
Божий по|дарок».

Что касается размера, то нельзя сказать, что он один и тот же на протяжении всего произведения. В нечётных строках видим четыре стопы, включая состоящую из одного ударного слога. В чётных насчитывается по три стопы, в том числе стопа, состоящая из одного ударного и одного безударного слога. В последней строке содержится всего две стопы дактиля, причём одна укорочена на один слог.

Известно, что в XVIII веке моду на дактиль задал А. П. Сумароков. Как видим, на протяжении всего XIX столетия эта мода не затухала: такие авторы, как И. А. Бунин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет пишут стихи этим размером. Эта тенденция даже перешла в XX век – многие авторы (А. А. Ахматова, В. Я. Брюсов, И. Северянин и другие) создают свои произведения, используя дактиль. Попытка обосновать применение этого метра с пролетарских позиций была предпринята в двадцатые годы прошлого века, когда размеренность дактиля сравнивали с ударами молота. Таким образом, дактиль является востребованным метром, который позволяет создавать самые различные стихотворения, как мажорные и ритмичные, так и мелодичные и романтичные.



Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах