«Родина» М. Лермонтов
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю – за что, не знаю сам, – Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям. Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно. И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
1841 г.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»
Стихотворение «Родина» написано в 1841 году. Это патриотическое стихотворение лишено высокопарности, патетики, но оно является настоящим теплым и искренним признанием поэта в любви к России.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «люблю я», «не победит рассудок мой», «ее степей молчанье», «рек ее», «взором медленным», «в степи ночующий», «вечером росистым» – она обеспечивает рифмовку и создает задушевную, доверительную атмосферу;
- риторическое восклицание – «Люблю… я!» – отражает высоту чувств лирического героя;
- олицетворения – «рассудок не победит», «молчанье степей», «печальные деревни», «дрожащие огни» – придают изложению образность и силу;
- эпитеты – «странная любовь», «гордое доверие», «отрадное (приятное) мечтанье», «темная старина», «заветные преданья», «холодное молчанье» – ярко характеризуют явления и чувства поэта;
- синонимы – «родина, отчизна»;
- метафоры – «купленная кровью», «пронзая взором тень»;
- ряды однородных членов предложения – «ни слава, ни покой, ни преданья»; «молчанье, колыханье, разливы», «дымок, обоз, чету»; «гумно (участок земли, на котором складывали скирды необмолоченных колосьев), избу, окно» – подробно описывают открывающиеся взору поэта картины – и внешнему, и внутреннему;
- аллитерацию – «люблю … любовью», которая создает звуковой акцент на ключевом слове.
Анализируя свое отношение к России, Лермонтов противопоставляет разум и чувства, рациональное и иррациональное восприятие. Умом он понимает мировую роль России, огромность и важность ее имперского величия, знает ее сложную кровавую историю и древние литературные памятники необычайной красоты. Но поэт признается, что не это производит на него самое яркое впечатление. Его душу трогают простые картины народной жизни, родные пейзажи, пусть и не такие живописные, как заморские. От его глаза не ускользают тяготы крестьянской жизни. Но все это бесконечно родное и близкое человеку, выросшему на русской земле.
Трезвый анализ несовершенств русской жизни, вековая отсталость крестьянства не мешают поэту оставаться верным патриотом и настоящим гражданином своей страны. Стихотворение-исповедь развенчивает сложившийся у многих образ поэта как холодного насмешливого сноба, высокомерного забияку, дуэлянта с дрянным характером, который пытался утвердиться в мнении света любой ценой.