«В степи» И. Суриков
Кони мчат-несут.
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.Снег да снег кругом;
Сердце грусть берёт;
Про моздокскую
Степь ямщик поёт…Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик;Как в последний свой
Передсмертный час
Он товарищу
Отдавал приказ:«Вижу, смерть меня
Здесь, в степи, сразит, –
Не попомни, друг,
Злых моих обид.Злых моих обид
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон
Старой матушке.Молодой жене
Ты скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой…Кстати, ей ещё
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне её кидать!Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.Пусть о мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!»Замолчал ямщик,
Слеза катится…
Да в степи глухой
Вьюга плачется.Голосит она,
В степи стон стоит,
Та же песня в ней
Ямщика звучит:«Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик».
<1869>, <1877>
Анализ стихотворения И. З. Сурикова «В степи»
Несмотря на название, стихотворение «В степи» относится к жанру интимной лирики. Ведь И. З. Суриков описывает душевное состояние умирающего на чужбине человека, а степные картины – лишь декорация, на фоне которой происходят события.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- контекстуальные синонимы – «мчат, несут», «друг, товарищ», «плачется, голосит»;
- олицетворения – «кони несут», «степь бежит», «вьюга гудит, плачется, голосит», «грусть берет», «смерть сразит» – придают изложению образность;
- инверсию – «вьюга снежная», «простор степной», «умирал ямщик»;
- авторский неологизм – «широко-велик» – позволяет одним штрихом дать представление о степном приволье;
- эпитеты – «злые обиды», «глухая степь», «последний час»;
- лексический повтор – «снег да снег»;
- умолчания – «ямщик поет…», «слеза катится…»;
- ряды однородных членов предложения – «обид, глупостей, слов, грубости», «отведи, сдай, отнеси»;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «батюшка», «матушка», «словцо» – отражают традиционное почитание родителей и особенности разговорной речи;
- риторическое восклицание – «… тяжело … ее кидать!»;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «в степи стон стоит», которая становится средством звукописи;
- цитирование – автор передает речь персонажа полностью, что придает изложению достоверность, убедительность, заставляет сопереживать ему;
- фразеологизм «по сердцу» означает «нравится, вызывает расположение»;
- обращения – «друг» и «друг мой» – усиленное местоимением, оно отражает чувство сопричастности к товарищу в преддверии смерти.
Ряд строф, как звенья одной цепи, связан с предыдущими при помощи лексических повторов. Такая стилистическая фигура позволяет придать изложению экспрессию и одновременно создать смысловой акцент на повторяющихся фрагментах.
Упоминание о моздокской степи, важной транспортной магистрали, связано с периодом вхождения Осетии в состав российской империи: призванные солдаты, как и герой произведения – ямщик, были проникнуты тоской по оставленному дому, родным, привычному образу жизни и труду.
«Степь» – ключевое слово произведения, оно повторяется в тексте девять раз и является отсылкой и к необозримым просторам России, и к широте натуры русского человека. Органичный для него мотив покаяния – идейная доминанта произведения. Не случайно оно стало всенародно любимой песней.