Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владимир Маяковский

«Хвои» В. Маяковский

Не надо.
Не просите.
Не будет елки.
Как же
в лес
отпустите папу?
К нему
из-за леса
ядер осколки
протянут,
чтоб взять его,
хищную лапу.

Нельзя.
Сегодня
горящие блестки
не будут лежать
под елкой
в вате.
Там –
миллион смертоносных осок
ужалят,
а раненым ваты не хватит.

Нет.
Не зажгут.
Свечей не будет.
В море
железные чудища лазят.
А с этих чудищ
злые люди
ждут:
не блеснет ли у окон в глазе.

Не говорите.
Глупые речь заводят:
чтоб дед пришел,
чтоб игрушек ворох.
Деда нет.
Дед на заводе.
Завод?
Это тот, кто делает порох.

Не будет музыки.
Рученек
где взять ему?
Не сядет, играя.
Ваш брат
теперь,
безрукий мученик,
идет, сияющий, в воротах рая.

Не плачьте.
Зачем?
Не хмурьте личек.
Не будет –
что же с того!
Скоро
все, в радостном кличе
голоса сплетая,
встретят новое Рождество.

Елка будет.
Да какая –
не обхватишь ствол.
Навесят на елку сиянья разного.
Будет стоять сплошное Рождество.
Так что
даже –
надоест его праздновать.

<1916>

Анализ стихотворения Маяковского «Хвои»

Стихотворение «Хвои» было написано в 1916 году. Оно имеет мощную антивоенную направленность. На фоне кровавых военных событий веселые рождественские праздники выглядели странно и неуместно. Впечатлительный поэт с чуткой душой не мог не отреагировать на содержание фронтовых сводок, свидетельствующих о страшных людских потерях.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • парцелляцию – «Не надо. Не просите. Не будет…», «Свечей не будет», «Не плачьте. Зачем?» – она позволяет сделать интонационный акцент на каждой выделенной части;
  • риторические вопросы – «Как же отпустите?..», «Завод?», «Зачем?», «…где взять ему?» – приглашают читателя начать диалог;
  • риторическое восклицание – «…что ж с того!» – иллюстрирует несопоставимый характер отказа от празднования Рождества и событий на фронте;
  • олицетворения – «осколки протянут лапу», «в глазе окон», «завод делает порох» – очеловечивая события, придают образам зримый, буквально осязаемый характер;
  • эпитеты – «хищная лапа», «горящие блестки», «смертоносные оски», «железное чудище», «радостный клич»;
  • метафоры – «сплетая голоса», «навесят сиянья», «будет стоять Рождество»;
  • неполные предложения – «Нельзя», «Нет», «Не зажгут» – сокращают объем при полном сохранении информативности;
  • анафору – «Деда нет», «Дед на заводе», выделяющую сказочного персонажа, носителя чуда в необычной для него роли;
  • перифраз – «смертоносные оски – пули», «железные чудища – военный флот», «дед – дед Мороз».

Слова с уменьшительно ласкательными суффиксами – «осок», «рученек», «личек», нарочито упрощенное изложение – «отпустите папу», «злые люди», – являются стилизацией под детское стихотворение. По этой же причине автор старательно избегает слова «смерть». На деле произведение адресовано, конечно же, взрослым, а контраст между тематикой и способом изложения является дополнительным средством усиления производимого впечатления. Упоминание о необходимости экономить вату предваряет лозунг «Все для фронта!», который появился в схожих обстоятельствах, но гораздо позднее.

Под новым Рождеством поэт подразумевает рождение новой страны, охваченной революционным бурлением. Маяковский не сомневается, что оно будет радостным. Жизнь показала, что революционное Рождество стало более кровавым, чем проклинаемая всеми империалистическая война.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах